Знаменитый танк Т-34 до сих пор считается лучшим за всю историю танкостроения. История создания этого танка уникальна и удивительна, а вклад в победу сложно недооценить. Как Советскому Союзу удалось создать оружие победы в промежуток между двумя мировыми войнами, и в чем же секрет уникальной машины?
История создания
В начале 20-х годов танковой отрасли в Советском Союзе, можно сказать, не было. В ходе Первой мировой войны на вооружении русской армии не было ни своих, ни импортных танков. Заводы копировали английские и французские машины, разбирали их по деталям и пытались сделать что-то свое. В то время как страны Европы начинали активную деятельность по вооружению на случай военного конфликта. Европейские страны тысячами производят новые, современные боевые машины, в Советском Союзе же насчитывается около 60 военных танков, скопированных с европейских и подходящих только для парадов.
Сталин был вынужден согласиться с авторитетным мнением военных – страна совершенно не готова к обороне. В годы первой пятилетки танковая отрасль была создана, началось серийное производство танков. Вот только никто не знал, как поведет себя техника, великолепно выглядевшая на параде, в условиях реального боя.
На военных учениях танкам отводилась второстепенная роль, они взаимодействовали с конницей и авиацией. К концу 30-х годов общемировое напряжение возросло, европейские страны активно вооружались, сменив целое поколение машин на более современные. В мае 1938 года прошло совещание в Кремле, на котором Сталин поставил установку – спроектировать и создать современный танк.
Союзам нужна была боевая машина с противоснарядной броней и огневой мощью, превосходящей немецкие танки. Работы по разработке начались в конструкторском бюро завода №183 в г.Харькове под руководством опытного и талантливого инженера Михаила Кошкина и его коллег Николая Кучеренко и Александра Морозова. По итогам разработок в мае 1939 года комиссии были представлены две разработки: БТ-20 и А-32. БТ-20 комиссии не понравились из-за отсутствия возможностей для модернизации.
А вот образцу А-32 было присвоено название Т-34. При создании модели конструкторы не гнались за Европой: на танк поставили дизельный двигатель, за счет которого танк сохранял легкость и маневренность, броню установили под наклоном к корпусу, чтоб от нее отскакивали снаряды, установили пушку калибра 76 мм, а также дополнили пулеметами. На то время танк получился инновационным, однако не без недостатков, которые обнаружились уже в ходе военных действий и значительно сказались на результатах боев в первые годы войны. Например, экипаж находился в очень стесненных условиях, была сложная по управлению четырехступенчатая коробка передач. Двигатель часто перегревался, что давало сложности в эксплуатации.
В начале весны 1940 года два танка Т-34 совершили пробную поездку до Москвы и обратно. В столице танк был представлен верхушке советской власти под руководством Сталина, где произвел фурор – вождь был в восторге от танка, и уже 31 марта было начато серийное производство. К сожалению, этот пробег стал для Кошкина роковым: он получил переохлаждение и был госпитализирован с воспалением легких, от которого скончался. В 1942 году Кошкин и вся его команда была удостоена Сталинской премии.
Военные действия
К лету 1941 года произведено около 1000 экземпляров Т-34. После вторжения немецких войск 22 июня 1941 года в срочном порядке производство танка было начато на:
- заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде;
- Челябинском тракторном заводе «Уралмаше»;
- заводе №174 в Омске;
- Уральском танковом заводе №183.
В первое время командиры еще не умели распоряжаться десятками боевых машин, что привело к крупным потерям на западной границе в первые две недели боев. Был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, где выпускалась основная часть танков. Заводы по стране начали работать в более напряженном режиме. На одном только уральском заводе за 1941-1945 года было произведено порядка 26 тысяч Т-34 – это больше, чем произвели все немецкие заводы. Каждый час с конвейера отпускали два новых танка – ни одна страна в мире не могла похвастаться такой скоростью.
Постепенно красноармейские танкисты, оправившись от первоначального шока, стали упорно сопротивляться. Впервые танки Т-34 стали показывать свое превосходство, ставя войска противника в тупик: пушки Т-34 пробивали немецкие танки с расстояния 1 километр.
Когда готовилось контрнаступление под Москвой, на защиту столицы выделили лишь 670 бронемашин, что уступало количеству немецких машин, зато превосходило по качеству. Несмотря на острую нехватку танков, советские войска совершили чудо – не пустили гитлеровские войска в Москву. Особенно отличились в боях танкисты генерала Катукова. Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР его 4-я танковая бригада была переименована в 1-ю гвардейскую, а сам генерал был удостоен звания героя Советского Союза.
В целом, к концу 1941 года советские войска потеряли 20,5 тысяч танков. Заводы не успевали восполнять потери, на конвейерах трудились женщины и дети. Плюсом Т-34 является простота конструкции, что позволяло участвовать в сборке людям низкой квалификации, это, несомненно, было на руку в сложившейся ситуации.
В январе 1942 года из-за нехватки танков была упущена возможность развить контрнаступление и взять в кольцо основные силы немецкой группы «Центр».
В экстренном порядке все силы были брошены на производство Т-34. В это же время советский ученый Евгений Патон изобрел метод автоматической сварки специальных сталей, танков и бомб. Внедрение этого метода внесло значительный вклад в наращивание выпуска Т-34. Автоматы скоростной сварки позволили увеличить скорость изготовления корпуса в несколько раз.
Танков стали выпускать в пять раз больше, а швы, сваренные новым методом, были прочнее самой брони. Работа на танковых заводах приравнивалась к солдатской службе. В течение 1942 года с нехваткой бронемашин было покончено, составы отправлялись на передовую регулярно, впервые в мире налажено поточное производство Т-34. Было создано более 20 танковых корпусов, началось создание мощных танковых армий. На поступях к осажденному Сталинграду наши танковые войска откинули немцев от Волги на 200 километров. В 1943 году в освобожденном Сталинграде возобновляется деятельность тракторного завода, где запускается работа по ремонту танков и возвращению их на фронт.
Прослеживалось явное преимущество нашей танковой отрасли над немецкой, о чем было известно Гитлеру. И уже к лету 1943 года под руководством Фердинанда Порше были изменены технические характеристики немецких танков: укрепление лобовой брони и увеличение дальности запуска снаряда. Немецкие снаряды раскалывали наши с расстояния 1,5 километра. В переломной битве на Курской дуге наши войска потеряли 6000 танков, в то время как потери немецких войск составили 1500 танков.
Пришлось срочно заняться модернизированной версией Т-34-85: была увеличена дальнобойность, калибр снаряда, а также прочность брони. Кроме того, была решена проблема с серийным производством дизельных двигателей В-2, которых не хватало в 1941-42 годы. И в мае 1945 года на улицы поверженной столицы Третьего Рейха с триумфом заехали танки Т-34.
Мировое признание
Вторая мировая война продиктовала принципы вооружения на долгие годы вперед. Танк-34 стал одним из ориентиров в танкостроительстве в большинстве танковых держав в послевоенное время. Удивительно, как до начала войны Кошкин и его команда предвидели, каким должен быть «главный танк войны». Соотношение маневренности и надежности уникально сочетались в этой машине. Плюсом была простота сборки и обслуживания. Танки-34 можно было ремонтировать прямо на линии фронта, что заметно сокращало время и расходы на содержание – бывало, что в течение месяца танк ремонтировали несколько раз.
Последнее применение Т-34 в качестве боевой техники было зафиксировано во время вооруженного конфликта в Югославии в конце 90-х годов. Кроме того, Т-34 по сей день стоит на вооружении в некоторых странах мира. Новости сегодня все еще упоминают и показывают танк Т-34 в разных частях света, особенно при проведении военных парадов. А во многих городах нашей страны легендарные машины установлены в качестве памятника победы в Великой Отечественной войне и хранят тайны забытых побед.
А есть ли памятник Т-34 в вашем городе?