Российские власти начали делать конкретные шаги по развитию не только промышленного производства электрического автотранспорта, но и его использования гражданами.
Владельцы электромобилей уже могут пользоваться рядом существенных льгот.
С 1 марта в России стартует эксперимент, в рамках которого владельцам электромобилей как отечественного, так и иностранного производства разрешат бесплатный проезд по платным федеральным трассам.
Как сообщили в Минэкономразвития, которое разработало этот механизм совместно с госкомпанией «Автодор», в него включены автомобильные дороги М-1 «Беларусь» (включая обход Одинцова), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).
Замглавы Минэкономразвития Максим Колесников пояснил детали: для получения права бесплатного проезда необходимо обратиться в офис поддержки пользователей ООО «Автодор — Платные Дороги». Также нужно предъявить документы, подтверждающие, что электромобиль оснащен исключительно электрическим двигателем, и предоставить транспондер T-pass. В случае отсутствия такого транспондера его можно приобрести или взять в аренду.
При нарушении правил акции с лицевого счета пользователя будет списана полная стоимость проезда, а его транспондер будет отключен от акции без возможности повторного участия.
Эксперимент проводится в рамках Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года, которая была утверждена правительством РФ в августе 2021 года. Как сообщал тогда премьер-министр Михаил Мишустин, документ «касается практически всех категорий автомобилей, от легковых и автобусов до больших тягачей, и определяет ключевые задачи в этой сфере, среди которых стимулирование спроса, в том числе через льготное кредитование и разработку комплексных городских программ».
Согласно концепции, к 2030 году планируется производить электромобили в количестве не менее 10% от общего объема производства транспортных средств в России и ввести в эксплуатацию более 25 тысяч быстрых зарядных станций. При этом в 2022 году уже произведено более 1,7 тыс. электромобилей и введено в эксплуатацию около 440 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах и на трассе М4 «Дон».
В начале 2022 года Минэкономразвития составило для 19 регионов план по проведению мероприятий, направленных на развитие использования электротранспорта. Местным властям рекомендовали закрепить налоговые льготы для владельцев электрокаров, подумать над бесплатными парковками с «медленной» зарядкой до 22 кВт, и наметить будущие зоны, доступные только для зеленого транспорта.
При этом владельцы электромобилей в России уже могут пользоваться рядом существенных льгот. Так, с 1 января 2020 года в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Калужской, Липецкой, Курской, Тюменской, Иркутской, Амурской областях, а также в Кабардино-Балкарии за электрокары не нужно платить транспортный налог. Кроме того, в Москве они также освобождены от платы за городскую парковку
В июле 2020 года правительство РФ включило электромобили в госпрограмму льготного автокредитования, которая также предусматривает повышенную компенсацию на покупку электрокара российской сборки — государство вернет 35% его стоимости, но не более 925 тыс. рублей.
В столице уже работают больше 100 зарядных станций и их сеть продолжает расширяться. Что касается Санкт-Петербурга, то там сотрудники «Нового физтеха» Университета ИТМО (Физический факультет) в партнерстве с производителем зарядных станций «Яблочков» разработали систему беспроводной зарядки, которая позволит быстро заряжать электрокары и электробусы. Ученые утверждают, что их беспроводная зарядка стала первым подобным изобретением в России, пишет РБК.
Уже мало кто спорит с тем, что электромобили — это мировой тренд в области инноваций и будущее автомобилестроения. Льготы призваны сделать отказ от традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания комфортным для всех.
Согласно данным исследования группы «Ренессанс страхование» и платформы для продажи и покупки автомобилей «Авито авто», которые приводит ТАСС, хотя электромобили есть только у 1% опрошенных, пересесть на них хотят 38% россиян. При этом российские модели вошли в тройку самых популярных, наряду с японскими и немецкими.
В числе плюсов автомобилей с электрическими двигателями их сторонники называют низкую стоимость зарядки, экологичность, тишину в салоне, а также отсутствие воспламеняющегося топлива и простоту эксплуатации.
По данным «Авито авто» в 2022 году продажи электромобилей с пробегом в РФ выросли на 48% по сравнению с 2021 годом, при этом их средняя цена составила 1,9 млн рублей.
Тем не менее полного исчезновения автомобилей с ДВС придется ждать еще долго, это признают даже самые большие оптимисты. По оценке создателя «Теслы» Илона Маска, переход от ископаемых источников энергии к возобновляемым займет несколько десятилетий. Свой прогноз он основывает на том, что у нынешней экономики, основанной на ископаемом топливе, очень большая индустриальная база. «Даже если вдруг все выпускаемые в мире автомобили станут электрическими, на замену всего имеющегося сегодня состава уйдет около двадцати лет», — признал Маск.
Что касается России, то здесь электромобили не получат широкого распространения до 2030 года. Такое мнение в декабре выразил президент «Автоваза» Максим Соколов в интервью телеканалу «Россия-24», объяснив это географическими особенностями нашей страны, в частности, большими расстояниями между городами.
Однако, по его словам, это не значит, что рынок электромобилей в РФ не будет развиваться — несмотря на сложные условия, электромобили смогут занять свою нишу в московской и петербургской агломерациях.
Михаил Макаров