История «школьных стрелков» в России, к сожалению, пополнилась еще одним эпизодом, на этот раз пострадали работники и ученики школы в Казани. В результате стрельбы и взрыва самодельного взрывного устройства- 9 погибших и более 30 раненных. На данный момент, инцидент, который власти назвали «террористическим актом» является самым кровавым среди подобных происшествий в городе Казань. Новости Сегодня РУ решили разобраться в данном инциденте.
Итак, что же произошло?
Вошедший в здание в примерно в 9:20 утра по местному времени Ильназ Галявиев, бывший ученик школы, активировав самодельную бомбу, которая была расположена у двери одного из классов на первом этаже, двинулся дальше, и врываясь в классы стал расстреливать учеников, а также убивать учителей, которые находились в коридорах школы. Больше всего от действий Ильназа пострадал 8-а класс, в то же время, был ли он преднамеренной целью или был выбран случайно остается неясным. Скорее всего, действия стрелка носили хаотичный характер и он, поняв, что не может попасть в некоторые классы, стрелял в учеников в тех классах, двери которых были не заблокированы или были открыты. Персонал школы № 175 пытался помешать стрелку, также, была сразу же нажата тревожная кнопка.
Стрелявший был задержан уже через 20 минут после начала расстрела, он сдался местным органам правопорядка выйдя через главную дверь школы без оружия и с поднятыми руками, после чего был отправлен в один из полицейских участков и допрошен.
Галявиев, в отличии от многих других стрелков-одиночек не покончил с собой и не был застрелен полицией, а также сообщал о своих планах заранее, и признался, что идет убивать людей прямо перед тем, как покинул свою квартиру и отправился в школу, поэтому отреагировать на подобное в течении нескольких минут было попросту невозможно. По дороге, он встретил нескольких человек, которые никак не отреагировали на парня одетого в черную и одежду и маску, несущего в руках помповое ружье. Звонки в местную службу спасения поступили лишь после того, как прогремел взрыв и началась стрельба, появились первые жертвы.
Как можно было избежать трагедии?
Первый и самый очевидный, казалось бы, способ, попросту интересоваться психическим здоровьем учеников школ и ВУЗов. Сразу же после нападения на школу Казанским стрелком, местные чиновники министерства образования заявили, что Ильназ был «тихим и спокойным» ребенком, который, по их словам, не выказывал никакой агрессии и не создавал проблем. Однако, ученики, которые учились в одном классе с парнем, до того, как он перешел в колледж, из которого позже был отчислен), рассказали, как над ним всячески издевались начиная с младших классов, что не могло не повлиять на стрелка. Ильназ же, никогда не давал отпор обидчикам и естественно, копил злобу, которая нашла выход в крайней форме насилия. Трагедия в казанской школе, очевидно, вина не только педагогов и школьных психологов, которые вовремя не обнаружили у стрелка склонности к насилию, но и властей, которые не позаботились о том, чтобы контроль над огнестрельным оружием не допускал людей с неустойчивой психикой к владению таковым. Спусковым крючком, который толкнул молодого парня на массовое убийство, также, могло стать отчисление из колледжа и проблемы в семье, она была не полной и, как известно, Ильназ не находил общего языка со своей матерью.
Почему происходят расстрелы в школах?
Феномен, недавно пришедший в Россию, давно известен в США, и самым известным для большей части населения является расстрел в школе «Колумбайн», произошедший более 20 лет назад, в 1999-м году. Тогда, стрелками стали двое местных школьников, вооруженные полуавтоматическим оружием, пистолетами и дробовиками. Что интересно, стрелявшие, также заложили самодельную бомбу в помещении, которая, не нанеся большого урона, тем не менее, заставила учеников и работников школы паниковать и действовать не рационально, что привело к большому количеству жертв. Расстрел в «Колумбайн» унес жизни 15 человек и еще нескольких оставил инвалидами. Стрелки Дилан и Эрик долго планировали массовую расправу и даже записывали на видео то, как они тренируются обращаться с оружием и стрелять по целям в лесу. Опять же, школьники смогли достать пистолет переделанный в полуавтоматический, детали для бомбы и множество огнестрельного оружия без каких-либо проблем. Расстрел, растиражированный СМИ стал культом, отсылки к которому можно до сих пор найти повсеместно в интернете.
Виноваты ли сами дети, жестокие компьютерные игры или интернет, который тогда был на заре своего существования? Проще всего, конечно, обвинить самих стрелков и влияние массовой культуры, но, спустя много лет, за которые школьные расстрелы стали происходить по всему миру с ужасающей частотой, становится понятно, что проблема лежит намного глубже. Современный мир, в том числе и виртуальный, в котором частично живем все мы, все больше давит на индивидуальную личность, особенно на с неокрепшей психикой ребенка, и любое событие в его жизни, конечно, в силу возраста воспринимается намного ярче и драматичнее, что может сделать его «триггером» и заставить школьника пойти на убийство. Параллели между случаями, которые разделяет целое поколение, очевидны, как и очевидно то, что проблемы присущее молодым людям, по сути, детям, в 1999-м году все так же актуальны в 2021-м.
Опыт и предотвращение трагедий в будущем
Ни для кого не секрет как в странах бывшего СССР получаются любые виды справок начиная от списка вакцинаций и заканчивая справкой о психическом состоянии которая позволяет получить лицензию на оружие. Практически любой пакет документов, который работники оружейных магазинов требуют перед продажей огнестрельного оружия можно купить в интернете, а дальше дело за малым: есть деньги-есть товар. Более того, значительно позже самого расстрела стало известно, что парень все же не был здоров за долго до трагедии, в 17 лет, при прохождении медосмотра в местном военкомате он был признан физически и психически пригодным к прохождению военной службы несмотря на то, что у него было выявлено поражение головного мозга, которые конечно же, не могло не влиять на мыслительные процессы и психическое состояние. Эта проблема и подобное отношение к ней в военкоматах, уверен, хорошо известна всем, кто с ней сталкивался, чтобы выполнить определенный план, работники данных структур признают годными к службе людей, которых нужно было отправить на детальный осмотр у специалистов с последующим лечением. Конечно, РФ — это далеко не США и оружие «на руках» практически полностью отсутствует, оно разрешено лишь работникам структур охраны порядка и охотникам, но как становится видно после керченского и казанского расстрелов, этого вполне достаточно для того, чтобы очередной «школьный стрелок» мог совершить расправу над ничего не подозревающими людьми. В отличии от «Колумбайн» которая была первой в своем роде, и трагедии в Керчи, школа № 175 была оборудована тревожной кнопкой, а учителя, услышав выстрелы смогли более-менее организованно спрятать детей в классах и забаррикадировать двери, к сожалению, сделать это успели не все. Многие школы сейчас не только имеют тревожные кнопки, но и пользуются услугами охранных структур, что сильно уменьшает окно возможностей для потенциальных стрелков, но не решает проблему полностью. Некоторые эксперты, лоббирующие более свободное владение огнестрельным оружием также, как альтернативу, предлагают вариант обучения учителей и другого персонала школ владению оружием для самозащиты, а также, проведение среди них тренингов по реагированию на подобные ситуации, что может помочь значительно уменьшить количество жертв при нападениях на школы и опять же, уменьшить для стрелка окно возможностей.
В целом, феномен «школьных расстрелов» комплексный и требует серьезного внимания властей. Логичным звучит вопрос: «Достаточно ли более жесткого контроля за продажей оружия, или нужно заниматься проблемой глубже, попытаться понять психологию стрелков и предотвратить повторение расстрелов?»