Рассказываем, как будут выглядеть станции столичного метрополитена, которые начнут работать в 2023 году
В 2023 году в Москве планируется открыть 14 новых станций метрополитена. Об этом «РБК-Недвижимости» рассказали в департаменте строительства столицы.
Три станции откроются на Северо-Восточном участке Большой кольцевой линии: «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». На восточном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) появятся станции «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», «Печатники» и «Текстильщики». На южном участке большого кольца откроют станции «Варшавская», «Каширская». Открытие этих станций позволит замкнуть движение по БКЛ. На Калининско-Солнцевской линии введут станции «Пыхтино» и «Внуково». На Люблинско-Дмитровской линии появятся станции «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех».
Девять из 14 станций, запланированные к открытию в этом году, должны были запустить в 2022 году. Все они расположены на БКЛ, технический пуск новых участков произошел в декабре, для пассажиров они откроются в первом квартале 2023 года. Рассказываем, как будут выглядеть новые станции метро, которые планируется открыть в 2023 году.
«Марьина Роща»
По своей конструкции станция БКЛ «Марьина Роща» будет похожа на соседнюю станцию «Савеловская»— она глубокого заложения, пилонная (с массивными столбами для поддержания сводов), трехсводчатая с платформой островного типа. Длина эскалаторов здесь составит 130м, что станет рекордом для московского метро. Пока первенство держит «Парк Победы» с длиной эскалаторов почти 127м.
Колонны на платформах напомнят пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты будут выглядеть так, словно на них есть мелкие трещины. Вестибюль украсят шары диаметром 2,5 м. В качестве основного материала используется полированная нержавеющая сталь.
«Рижская»
Станция «Рижская» разгрузит восточные и северные участки Сокольнической, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий. На центральной стене перед выходом со станции расположится декоративное цифровое табло, которое будет показывать текущее время.
Табло сделают в форме арки— этот элемент лежит в основе дизайна всей станции и несет в себе идею временного портала. Платформу украсят 12 металлических арок высотой до 4м со встроенной подсветкой. Арка— символ приглашения войти в город. Ее элементы есть и внутри Рижского вокзала, следует из материалов мэрии.
«Сокольники»
Станция Большой кольцевой линии «Сокольники» улучшит транспортное обслуживание одноименного района. Декоративно-художественное оформление станции БКЛ «Сокольники» будет посвящено строительству первых станций столичного метрополитена: на светоотражающих панелях потолка разместят фрагменты плакатов тех лет.
Одну из путевых стен и часть потолка превратят в большое декоративное панно в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов, среди которых такие родоначальники русского конструктивизма и супрематизма, как Казимир Малевич, Владимир Татлин и Эль Лисицкий.
«Нагатинский затон»
Благодаря размещению станции на мысе Нагатинской поймы при выходе из нее пассажирам будет открываться вид на Москву-реку. Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Коломенскую улицу, к остановкам наземного транспорта и жилой застройке. Основная идея оформления интерьера заключается в попытке использовать объект транспортной инфраструктуры в качестве музея, посвященного обитателям рек Московского региона и Нагатинского затона в частности.
Крупные реалистичные изображения рыб, выполненные из натурального камня в технике мозаичного панно, формируют необычный образ станции. Художественная выразительность мозаики позволила не применять никаких дополнительных декоративных элементов интерьера. В облицовке стен залов и путевых стен использован мрамор белого цвета и габбро. Полы оформлены гранитом.
«Кленовый бульвар»
«Кленовый бульвар»— станция восточного участка Большой кольцевой линии, следующая за станцией «Нагатинский затон» и похожая на нее по конструктиву. Элементы освещения в вестибюле этой станции метро будут отсылать к культуре сетчатой керамики. Авторы включили в дизайн традиционные орнаменты, отсылки к народным ремеслам.
Например, необычные источники света разработаны для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля. Прообразом для них стали мотивы сетчатой керамики, которая была развита на территории Дьякова Городища в Коломенском. Панели с перфорированным металлом и рассеивателем разбиты на девять типов и комбинируются так, чтобы создать ощущение множества точечных светильников.
«Печатники»
«Печатники»— станция мелкого заложения с двумя вестибюлями, обеспечивающими выход пассажиров на улицы Шоссейная и Гурьянова, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.
Интерьер станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. Колонны, расположенные у эскалаторов и лестниц переходного моста, выполнены в виде композиции из двух букв П. В торцах станции разместили скамейки в форме перевернутых букв П.
«Текстильщики»
«Текстильщики»— станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами и двумя вестибюлями с выходами на Шоссейную улицу, к станции МЦД-2 и остановкам наземного транспорта. Пересадочная на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии и МЦД-2.
Основным декоративным элементом станции стал двухуровневый потолок, визуально напоминающий вязальный или ткацкий станок— отсылка к названию станции. В отделке платформенной части и вестибюлей станции использованы натуральные природные материалы. Полы выложены гранитом светло-серого цвета, стены— мрамором светлых оттенков и металлическими панелями. Входные павильоны оформлены в белом, сером и синем цветах.
«Варшавская»
При реконструкции станции «Варшавская», которая войдет в состав Большой кольцевой линии метро, сохранен ее привычный архитектурный облик, при этом добавлены новые декоративные элементы. Пол здесь уложили плитами из светло-серого шимановского гранита, путевые стены облицевали белым саянским мрамором, а колонны— темным габбро.
Установленные на платформе колонны дымоудаления отделаны плитами из нержавеющей стали для создания цветового контраста с темными станционными колоннами. На путевые стены после реставрации вернули четыре декоративных чеканных панно с видами Варшавы, которые были впервые установлены к открытию станции, состоявшемуся в августе 1969 года. Копии этих рисунков выполнены на перфорированных металлических панелях.
«Каширская»
После реконструкции станция станет частью Большой кольцевой линии, а также продолжит работать в составе Замоскворецкой линии. На станции метро «Каширская» во время реконструкции отреставрируют исторические декоративные панно.
Основной идеей обновленного архитектурно-художественного решения станции «Каширская» стало сохранение ее исторического облика. Декоративные металлические панно на тему «Жизнь страны» будут отреставрированы и возвращены на путевые стены, уточнили в мэрии.
«Пыхтино»
«Пыхтино»— станция мелкого заложения, которая откроется на территории поселения Внуковское Новомосковского административного округа. Она будет расположена с южной стороны Боровского шоссе, вблизи примыкания к нему улицы Летчика Грицевца. Станцию оформят в авиационной тематике. Потолок украсят световые конструкции в виде цилиндров-турбин, а эскалаторный наклон будет иметь продолжение в виде колодца-раструба, который днем заполнит солнечный свет. Здесьже решено разместить модель самолета Ту-144.
Протяженность платформы составит 163м. Из-за сложного рельефа одна путевая стена будет глухой— на ней разместится хронологическая лента с чертежами советских самолетов от винтовых АНТ-3 до сверхзвукового Ту-160. Вторая стена будет иметь панорамное остекление. В отделке на полу и стенах используют светло-серый гранит, на стенах— алюминиевые панели.
«Внуково»
Оформление новой станции «Внуково» Солнцевской линии метро будет посвящено истории авиаконструкторского бюро Андрея Туполева. Дизайн станции перекликается с оформлением терминала А аэропорта Внуково и посвящен гражданской авиации, в том числе истории конструкторского бюро Туполева, в честь которого назван сам аэропорт.
Путевые стены «Внуково» украсят тематические рисунки, выполненные в технике цифровой печати на алюминиевых сотовых панелях: десятки самолетов пролетают над картой России, а в верхней части платформы изображены авиаконструкторы— их создатели.
«Яхромская»
Предпоследняя станция метро на северном участке продления Люблинско-Дмитровской линии— «Яхромская». Основными цветами станции будут красный и светло-серый. Архитекторы решили превратить пространство вестибюля в выставочный зал эпохи СССР.
Половину станции оформят в ярко-красном цвете, напоминающем советский флаг, а другую сделают светло-серой, продольные светильники на потолке будут «сшивать» две стороны, словно нити. Кассовый зал будет привлекать внимание пассажиров геометрическим узором на потолке: в сочетании красного и белого цвета кто-то увидит кремлевские звезды, а кто-то— море флагов.
«Лианозово»
Станция метро «Лианозово», которая будет располагаться практически у МКАД и временно станет конечной на Люблинско-Дмитровской линии, позволит разгрузить дороги на севере Москвы. Дизайн станции «Лианозово» выполнят в сдержанных тонах— преобладать будут темно-серый и бежевый цвета.
Колонны, потолок и путевые стены облицуют металлическими панелями, пол— полированными плитами светло-серого гранита и габбро-диабаза. Наземные павильоны оформят салатовыми панелями— в цвет Люблинско-Дмитровской линии на схеме столичного метро.
«Физтех»
Станция мелкого заложения строится к северу от пересечения Дмитровского шоссе с бульваром Академика Ландау. Рядом с объектом находится Московский физико-технический институт. По замыслу авторов проекта, станционный комплекс будет выглядеть как храм науки. Длина платформы составит 76,6 м, а колонны станции выполнят в виде конусов, расширяющихся вверх.
Авторы проекта взяли за основу научную тематику. В физике часто используется такое понятие, как конус, поэтому здесь решили применить колонны такойже формы. За счет освещения пространство станции становится динамичным, живым. Свет от колонн отражается от свода и наполняет все пространство станции.