В центре российской столицы построят дом по проекту итальянского архитектора Марко Казамонти. Рассказываем, каким будет новый дом в Крестовоздвиженском переулке
Девелоперская компания MR Group приступает к строительству нового проекта— им станет премиальный клубный дом в Крестовоздвиженском переулке в центре Москвы. По условию застройки участка девелопер обязан сохранить соседнее жилое здание начала XX века— памятник истории. Архитектурным автором проекта выступил глава итальянского бюро Archea Associati Марко Казамонти. Это бюро было основано в 1988 году во Флоренции и на сегодняшний день объединяет более 100 местных архитекторов. Казамонти закончил проектирование клубного дома в Москве еще в конце 2021 года, тогдаже было записано и наше с ним интервью.
— Расскажите о проекте в центре Москвы, над которым сейчас работаете.
— Когда мы начали проектировать новый клубный дом в Крестовоздвиженском переулке Москвы, поняли сразу, что это необычный, уникальный проект. Сделать что-то рядовое былобы преступлением, причем не только для нас как архитекторов, но и для города.
Этоже уникальное место— самый центр Москвы, исторический центр! Рядом Кремль, старинные улицы Знаменка и Воздвиженка. Все соседние здания и кварталы имеют большую ценность— и историческую, и архитектурную, и в денежном выражении. То есть перед нами изначально стояла сложная задача, к томуже одним из требований в проекте было сохранить модернистское здание советской эпохи.
— То есть сам проект— это частично редевелопмент?
— Да, мы сохраняем старый жилой корпус, к которому добавляем приставку «ре»: редевелопмент, реконструкция… Это жилое здание 1930-х годов постройки. Однако основной объем нашего проекта— новое строительство.
И проект стал вызовом для нас как для архитекторов. Исторический жилой корпус задал строгое направление работы с новым зданием— его размеры, фактуру и стилистику. Например, по всем законам архитектуры ширина фасада нового дома в Крестовоздвиженском переулке должна быть небольшой. Для этого мы визуально поделили фасад нового здания на несколько частей. Благодаря такому приему комплекс не кажется громоздким, он вписан в ткань переулка. Когда смотришь на проект со стороны, то создается впечатление, что перед нами несколько разных зданий. Но все-таки это одно целое.
А со стороны двора мы создаем впечатление абсолютного «прайваси» и так же делим объем по уровням, но уже вертикально. Нижняя часть дома сделана из камня, а верхняя соединяется единой металлической конструкцией— так называемой шапкой.
Тем самым мы хотим показать в одном проекте всю многогранность московской архитектуры, соединить эпохи и стили. Поэтому если мне задают вопрос, современное это здание или классическое, я отвечаю: и то и другое. Мне кажется, что в Москве таких зданий еще нет.
— Почему?
— Я родился во Флоренции. Это город Ренессанса, градостроительный секрет которого в миксе архитектуры— римской и современной на то время. Также и наше здание— соревнование между классикой (можете называть это модернизмом) и современностью. Считаю, что каждый житель будет ценить, что живет в историческом доме, но со всем комфортом современной жизни. Вот этот микс и есть секрет нашего проекта.
— Это эклектика?
— Отчасти. Но ябы назвал наш проект мультикультурной архитектурой. Такова Москва, такова вся Россия.
— Вы бывали в Крестовоздвиженском переулке перед началом проектирования? Опишите пространство, которое окружает ваш дом.
— Первое правило хорошего архитектора— прогуляться несколько раз в местах, где должен быть новый проект. Переулки между Воздвиженкой и Знаменкой— очень красивый район. Считаю, что правильно сделали департамент культурного наследия московского правительства и MR Group, решив сохранить историческое здание, от которого мы отталкиваемся.
— А как совместить наследие советской архитектуры XX века с премиальным жильем XXI века?
— Правильный вопрос, в этом ключ ко всему проекту.
Приведу один пример. Классической и модернистской архитектуре присущи вертикальные окна, которые какбы поддерживают устремленность ввысь. В нашем проекте— панорамные окна, от пола до потолка. То есть современники смотрят на мир шире, им нужно больше света.
— Чем вы руководствовались при работе над фасадами, выборе материалов отделки и колористики?
— В историческом здании фасад оштукатурен, это традиционно. А фасад нового корпуса— камень и латунь. Главный фасад выглядит более камерным, он насыщен деталями. А вот внутренний фасад, наоборот, более открытый, лаконичный, потому что он смотрит на парк во дворе.
Цвет фасада абсолютно нейтральный для городской застройки. В центре Москвы я видел много очень ярких зданий— голубых, зеленых, красных. Еслибы мы использовали такие сильные тона в нашем проекте, проигралибы. Поэтому выбрали более мягкие, светлые. Неяркие, несильные. Чтобы не убивать атмосферу местных переулков.
— То есть вы хотите, чтобы дом был незаметным?
— Наш дом обязательно заметят. Но он не так сильно вырывается из общего контекста, и это можно сделать за счет деталей. Обратите внимание на декор фасада: один элемент тонкий, другой потолще, выделяются формы, углубления. Таким образом, у фасада появляется… вибрация, он перестает быть плоским. Или посмотрите на декор колонн— они имеют дорический ордер, то есть современную интерпретацию этого классического стиля. Незаметно, но грациозно!
В историческом корпусе яркими деталями служат оконные рамы из бронзы. Мыбы так никогда не сделали в Италии, но в Москве это выглядит органично и уместно. Это и есть связь между старым и новым.
Именно так и создается стиль. Каждый, кто окажется в Крестовоздвиженском переулке рядом с новым клубным домом, будет понимать, что перед ним эксклюзивная архитектура.
— Что можно сказать об общественных интерьерах нового дома? Какими вы их видите?
— Лобби и холлы, над которыми мы работаем, напоминают типичные итальянские интерьеры 1930-х годов, но в миксе с современностью. Мы сочетаем классические элементы в виде деревянных панелей со стойкой ресепшена из мрамора. Мы видим в этом гармонию, стиль.
— Как выстраивается работа с девелопером? Приходилосьли идти на какие-то компромиссы? Как вообще найти баланс между интересами бизнеса и архитектуры?
— MR Group— фантастическая команда. Девелопер поставил четкие границы и дал возможность делать уникальный проект. Никаких компромиссов, хотя, вы правы, архитектура всегда сталкивается с бюджетом. Так всегда было в истории: даже когда в Риме строили собор Святого Петра, архитекторы тоже отталкивались от бюджета, а не от своих желаний. Но в итоге все-таки сделали шедевр.
— Что в архитектуре дома в Крестовоздвиженском есть от ваших прошлых проектов?
— Этот дом в центре Москвы— абсолютно новый опыт для нашей команды. Строя в центре такого города, как российская столица, нельзя повторяться, нельзя заимствовать идеи. Мы готовы вложить в этот проект весь наш культурный опыт, как и умение работать с классикой и современными проектами.
— За время работы над проектом столкнулисьли с какими-то неожиданностями?
— Мы обрадовались, когда поняли, что девелопер полностью разделяет наши взгляды на философию проекта: это не просто здание с квартирами, это здание, которое принадлежит городу и украшает его.
— Какими будут квартиры в этом доме?
— Идея была спроектировать квартиры правильной формы— чтобы покупатель мог сделать со своим пространством все что захочет.
Единственное, что могу сказать: между планировками квартир в Москве и в других странах мира есть большая разница. В Москве зимой холодно, поэтому в каждой квартире необходимо большая входная группа— прихожая,— где можно раздеться, повесить одежду и так далее. А в теплых странах, например в Италии, это необязательно, ты сразу попадаешь в квартиру.
— Я заметил, что вы, работая над фасадами, уделили внимание архитектурной подсветке. Почему это важно?
— В таком городе, как Москва, это имеет очень важно значение. Вы только посмотрите, как красива Москва ночью! Мы были в ресторане на крыше небоскреба, весь вечер я провел, любуясь панорамой ночного, но яркого города. Считаю, что Москва— это как Париж в XIX веке, когда его называли «городом света».
— Дом в Крестовоздвиженском переулке— это архитектура на пике моды? Или это архитектура вне времени?
— Мы всегда стараемся делать проекты вне времени. Я абсолютно точно могу представить это здание в этом месте, но через 100 лет. Оно по-прежнему будет органично выглядеть и полноценно принадлежать этому городу.
— Естьли запрос на какую-то аскетичность, минимализм в премиальном девелопменте?
— Да, я считаю, упрощенной классики будет все больше и больше в современной архитектуре. Это общемировая тенденция, которая зародилась в Италии в 1930-х годах. В московском проекте мы сознательно хотели упростить некоторые элементы, но после консультаций решили, что Москва еще не готова к чисто современной стилистике. И поэтому мы были на грани. Можно сказать, что фасад, который смотрит на дорогу, более классический, а фасад, который выходит во двор, более современный.
— Какие магазины или рестораны вы видите на первом этаже дома? Вы спроектировали такие большие витрины.
— Это должен быть необычный ретейл: эксклюзивный бутик, дорогой ресторан, галерея искусства или антикварный. Это магазины, куда люди приходят специально, а не случайно или ежедневно.
— А кого вы видите жителем такого дома в таком месте?
— Это люди, которые любят жить в центре, любят прогуливаться по центру. Они имеют привилегию жить в здании, которое построено и спроектировано с уникальными элементами отделки. Это люди, которые понимают, что настоящий люксовый стиль не сияет золотом и бриллиантами, это не мрамор и золото. Настоящий люкс— это качество жизни. И в таком здании, могу сказать с уверенностью, жизнь будет очень комфортной.
— Нарисуйте образ этого дома одним предложением.
— Отражение города с большой историей в одном здании.