Швейцария — страна банков, и самый необычный банк расположен тоже здесь. Официально он называется загадочно — «Хранилищем микробиоты», на народном языке к нему больше всего подходит термин «Дерьмохранилище». В его холодных подвалах с температурой минус 80 °C хранится «золото» — образцы человеческих фекалий.
У идеи хранилища русские корни
Пока в авуарах собраны около 3000 образцов стула, большинство из которых получены в западной Швейцарии. Это объясняется тем, что хранилище очень молодое, начало работать в 2019 г. Но планы у владельцев необычного банка наполеоновские. Они намерены задепонировать образцы микробиоты 100 000 людей со всего мира.
С самого начала необычный банк планировался как глобальное учреждение. Его создавали по образцу и подобию Глобального хранилища семян на Шпицбергене. Именно так утверждает основательница и идеолог банка Адриана Эгли, директор Института медицинской микробиологии Цюрихского университета. В реальности, у этой идеи русские корни. Первым такой банк семян создал великий русский ученый Н. И. Вавилов, он собирал семена для своей коллекции по всему миру, и до сих пор она хранится в Санкт-Петребурге. И только потом «попугаи» всех стран стали создавать нечто подобное.
Сейчас Адриана Эгли занята поиском свободных военных бункеров в Альпах для расширения хранилищ, существующих уже недостаточно.
Наши бактерии вымирают быстрее растений и животных
Самыми ценными активами в швейцарском банке пока считаются микробиоты из Эфиопии и Пуэрто-Рико. Среди них есть «образцы» от кочующих скотоводов, питающихся в основном молочной пищей, и практически не имеющих доступа к современной медицине. В их микробиоте есть бактерии, которые уже отсутствуют в кишечнике жителей развитого мира.
Исследования показывают, что разнообразие бактерий, грибов и вирусов, они и составляют нашу микробиоту, быстро уменьшается. Это зависит от нашей пищи, лекарств, физических упражнений, стрессов и сна. Поскольку, питание из-за глобализма становится почти одинаковым во всех странах, а образ жизни в городах тоже, многие микроорганизмы исчезают. Адриана Эгли утверждает, что их вымирание происходит быстрее, чем животных и растений в природе. Поэтому она и задалась целью сохранить как можно больше наших самых интимных бактерий, грибов и вирусов. По ее мнению, их исчезновение для человека опаснее, чем вымирание слонов.
Особый интерес для ученых-банкиров представляют микробиоты из диких уголков мира, мало тронутых цивилизацией, и от людей, находящихся в процессе перехода — переезда из сельской местности в город. Конечно, им важно иметь образцы стула жителей из максимального количества регионов мира.
Россия, будучи огромной страной с разными природными условиями, большим этническим разнообразием и многими стилями питания, безусловно интересна для «Хранилища микробиоты». И нам, в принципе, не жалко посылать туда свои «запасы».
Но вот прецедент с Глобальным хранилищем семян на Шпицбергене, показывает, что нам лучше не участвовать в этом проекте, а создавать собственный банк. Дело в том, что это всемирное хранилище семян находитсяв юрисдикции Норвегии. И на днях россиянам был запрещен доступ туда. Это беспрецедентное нарушение международного права — хранилище действует под эгидой сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН. Но это мало кого волнует. А ведь Россия передала туда массу образцов семян из коллекции Н. И. Вавилова.
Такие банки важны для человечества
«Как это ни покажется странным для многих, подобные хранилища могут иметь большую научную и практическую ценность, — рассказывает aif.ru кандидат медицинских наук, врач-терапевт и гастроэнтеролог Константин Спахов. — Идея великого русского ученого Ильи Мечникова о роли микрофлоры кишечника человека для его здоровья и продолжительности жизни получила очень сильное развитие в конце 20 и начале 21 веков. Сейчас уже доказано, что микробиота важна не только для расщепления пищи и усвоения многих витаминов и минералов, для нормального состояния здоровья кишечника (это известно давно), она еще оказалась крайне важна для хорошей активности иммунной системы, обмена веществ в целом, и даже для нормальной работы мозга. Депрессия, потеря памяти и другие психические проблемы тоже связаны с микрофлорой кишечника. И конечно, как предсказывал Мечников, микробиота влияет на продолжительность жизни и развитие многих болезней. Микроорганизмы, утерянные людьми в процессе изменения условий жизни, могут оказаться очень полезными для лечения и профилактики многих заболеваний. На их основе можно будет создавать препараты. Просто это требует научных исследований. И думаю, они будут весьма перспективными».