Китай с начала года экспортировал в Россию товаров почти на $100 млрд Китай становится все более значимым поставщиком для России: за десять месяцев из КНР ввезли товаров на $90 млрд. Как и за счет чего растет китайский экспорт — в материале РБК
Китай за десять месяцев 2023 года экспортировал в Россию товаров на $90 млрд, что в 1,5 раза больше, чем за тотже период 2022 года ($59 млрд), и в 1,7 раза больше, чем в январе—октябре 2021-го. Это следует из статистики, опубликованной Главным таможенным управлением КНР.
КНР— крупнейший торговый партнер России 14-й год подряд. На юань и рубль приходится уже 95% всех торговых операций между Россией и Китаем, а товарооборот двух стран по итогам года преодолеет отметку в $200 млрд, сказал 20 ноября первый вице-премьер правительства России Андрей Белоусов.
Главное таможенное управление Китая сообщило о поставках в Россию оборудования почти на $34 млрд— рост в денежном выражении на 43% по отношению к томуже периоду 2022 года и более чем в 1,5 раза к январю—октябрю досанкционного2021 года.
Речь в статистике идет об агрегированных данных по машинам и механизмам, электротехнике, звукозаписывающей и телевизионной аппаратуре. Китай увеличил поставки в Россию как товаров для промышленности, так и бытовой техники— холодильников и посудомоечных машин, в 1,8 раза по сравнению с январем—октябрем досанкционного 2021 года (до $20,5 млрд).
Рыночная сила китайских компаний велика и проявляется на многих рынках, напоминает замгендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. «Это касается не только экспорта в Россию, есть другие рынки в мире, где доминирует Китай, включая рынки солнечных панелей или других электротехнических изделий. Ситуация близка если не к монопольной, то к олигопольной на очень многих рынках»,— говорит он.
Но при этом данные Росстата показывают активный рост отечественного машиностроения, указывает Сальников: по итогам девяти месяцев производство электрооборудования выросло на 22%, машин и оборудования общего назначения— примерно на 10%.
«Однако пока нельзя сказать, сколько там настоящего импортозамещения, а сколько производств, которые просто используют импортные комплектующие, может быть, даже почти готовые изделия, приклеивая свой шильдик»,— считает эксперт.
На сегодняшний день в России бульдозеры (входят в вышеприведенную китайскую статистику.— РБК) выпускаются четырьмя основными производителями, отечественная техника занимает около 35% рынка, прокомментировали РБК в пресс-службе Минпромторга. Ведомство также привело информацию о российских производителях фронтальных погрузчиков («ДСТ-Урал», «Универсалмаш», «Амкодор-Брянск» и др.), экскаваторов-погрузчиков, телескопических погрузчиков, назвав в общей сложности более десятка отечественных производителей. «Отечественным производителям доступен комплекс мер государственной поддержки, направленных на повышение уровня локализации, наращивание объемов производства и его модернизацию. В частности, программы Фонда развития промышленности, субсидирование части затрат на НИОКР, а также программы стимулирования спроса»,— подчеркнули в Минпромторге.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский полагает, что потенциал наращивания поставок китайского оборудования в Россию далеко не исчерпан. «Санкции, направленные если не на полный запрет, то как минимум на существенное ограничение поставок в Россию высокотехнологичного оборудования и «уход» с российского рынка большинства европейских, североамериканских, тайваньских и японских производителей, введены относительно недавно»,— объясняет он. «Ниши на рынках товаров освобождаются постепенно, их необходимо заполнять, поэтому потенциал роста импорта из Китая остается на очень высоком уровне и в перспективе 3–5 лет мы будем видеть такой рост»,— уверен он.
Такое наращивание торговли выгодно не только России, но и Китаю, поскольку китайская экономика охлаждается, считает Жарский.
Текущая ситуация такова, что конкуренция на российском рынке искусственно ограничена, а спрос при этом остается стабильно высоким, говорит эксперт, поэтому вопросы логистики, транспорта, привычки и даже качества продукции отходят на второй и третий план. «Так чтоя думаю, что в обозримом будущем зависимость от китайской промышленности и экспорта будет только расти»,— резюмирует он.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники
Главное для большого бизнеса СберПро Медиа Интересное
Бизнес-миссии онлайн. Новые возможности для поиска поставщиков за рубежом
СберПро Медиа Финансы
Как секьюритизация помогает российскому бизнесу и инвесторам в эпоху перемен
СберПро Медиа Интересное
Действия и последствия. Как бизнес использует поведенческий подход в разработке цифровых продуктов
СберПро Медиа Интересное
Дайджест актуальных глобальных трендов: «умные» города, роботизация и прикладной ИИ
СберПро Медиа Интересное
Квантовая суперпозиция: какие возможности для бизнеса открывают квантовые технологии
СберПро Медиа Финансы
Брокерский счёт не роскошь, а средство управления корпоративной ликвидностью
СберПро Медиа Интересное
Навигаторы по цифровым решениям
СберПро Медиа Туризм
Гостиничный бизнес: на какую господдержку можно рассчитывать в 2023 году
СберПро Медиа Интересное
Как российские регионы будут проходить цифровую трансформацию
СберПро Медиа Технологии
Дайджест актуальных цифровых трендов. Двойники заводов и аэропортов, коллаборация с роботами
Реклама, ПАО Сбербанк