ВБ: долги других стран перед Россией за 2022 год выросли на 9%, до $28,9 млрд В санкционном 2022 году суммарная задолженность резидентов других стран перед российскими кредиторами достигла почти $29 млрд, раскрыл Всемирный банк. Долг перед Россией нарастили Бангладеш, Индия и Египет
Совокупная задолженность резидентов иностранных государств перед Россией в 2022 году увеличилась на $2,3 млрд (или 8,7%) и на конец прошлого года достигла $28,9 млрд. Такие данные раскрыл Всемирный банк (ВБ) в ежегодной публикации по долговой статистике развивающихся стран (институт уже несколько десятилетий собирает эти данные у стран-должников— в норме они предоставляются их министерствами финансов и центральными банками, но источниками также выступают Банк международных расчетов и «рыночные данные»).
Согласно данным ВБ, по состоянию на конец 2022 года в общей сложности 37 государств имели непогашенную задолженность перед российскими кредиторами. Эти показатели означают задолженность любых резидентов указанных государств перед резидентами России, подлежащую погашению в любой валюте, товарах или услугах. Данными по внешним долгам Кубы и Венесуэлы ВБ не располагает.
Крупнейшими должниками перед Россией в таком широком определении на конец 2022 года были:
- Белоруссия— $8,24 млрд; Бангладеш— $5,86 млрд; Индия— $3,75 млрд; Египет— $1,82 млрд; Вьетнам— $1,39 млрд.
Часть долгов перед Россией, как, например, у Йемена, восходит к началу 1990-х годов. Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и тойже отметке в базе ВБ уже много лет (например, Камбоджи— $458 млн— с 2007 года, Сирии— $525 млн— с 2011 года). Может сказываться недостаток точных данных: так, по Сирии показатели представляют собой оценки сотрудников ВБ (сама страна не предоставляет такие данные), следует из документации Всемирного банка.
Львиная доля совокупных долгов ($28 млрд) на конец 2022 года приходилась на долгосрочный долг, то есть подлежащий уплате через год или более (то есть начиная с 2024 года). С другой стороны, подавляющая часть совокупной задолженности (почти $28 млрд) представляет собой «государственные и гарантированные государством двусторонние долги, включающие кредиты от правительств (в данном случае правительства России.— РБК) и их агентств, автономных органов и официальных экспортно-кредитных агентств».
Что касается задолженности перед российскими частными кредиторами, в том числе коммерческими банками, в базе ВБ есть лишь информация о наличии такого долга на конец 2022 года со стороны дебиторов Аргентины (около $8 млн), Кот-д'Ивуара ($41 млн) и Турции ($50 млн).
В 2022 году, как следует из данных ВБ, российские кредиторы предоставили суверенным и квазисуверенным (под госгарантии) заемщикам примерно $4,26 млрд, в том числе:
- $1,5 млрд— Бангладеш; $1,3 млрд— Белоруссии; $867 млн— Египту; $505 млн— Индии; около $100 млн— Сербии, Турции и Узбекистану.
Как пишет ВБ, в составе государственного и гарантированного государством долга Бангладеш 8% обеспечивает Россия. Для Белоруссии эта доля составляет 43%, Индии— 2%, Сербии— 4%, Сомали— 15%, Сирии— 15%, Вьетнама— 3%, Йемена— 18%. Хотя белорусские резиденты получили в долг $1,3 млрд в 2022 году, в томже периоде они погасили $1,6 млрд, вследствие чего их общая задолженность перед Россией снизилась (с почти $8,5 млрд до $8,24 млрд).
Какие данные по межгосударственным долгам раскрывает Россия
Минфин России традиционно не раскрывает данные по конкретным странам-дебиторам. Банк России последний раз публиковал информацию о задолженности нерезидентов перед российскими органами государственного управления по состоянию на 1 января 2022 года— она оценивалась тогда примерно в $49 млрд. РБК направил запрос в Минфин.
Как сообщал РБК в 2021 году, Россия занимала пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран. Безоговорочным лидером является Китай. Как пишет Всемирный банк в свежем докладе, по итогам 2022 года суверенные и квазисуверенные заемщики из стран с низким и средним уровнем дохода были должны Китаю $180 млрд. Причем эта сумма не включает в себя обязательства России, «которые могут быть значительными», указывает ВБ. Большинство таких долгов относятся к крупным совместным инфраструктурным проектам или участию Китая в разработке природных ресурсов в других странах (таких как Ангола, Пакистан и т.д.).
В 2022 году российские власти предоставили межгосударственных кредитов на 345,5 млрд руб. (эквивалент $4,84 млрд), сообщал РБК со ссылкой на официальную статистику об исполнении бюджета за тот год. Из них 235 млрд руб. были направлены на финансирование проектов в области атомной энергетики, почти 64 млрд— на исполнение обязательств России по перечислению финансовых кредитов в рамках межправительственных договоренностей за 2022 год, 31,2 млрд руб.— на военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. В основном Россия выдает так называемые экспортные кредиты, когда российские компании поставляют в другие страны товары, оказывают услуги или выполняют работы авансом.
В 2023 году Россия выдаст из федерального бюджета межгосударственных финансовых и экспортных кредитов на 431,6 млрд руб., а на 2024 год выдача запланирована на уровне 468,5 млрд руб. ($5,2 млрд). «Указанные объемы средств необходимы для завершения действующих проектов и выполнения Российской Федерацией принятых обязательств в рамках действующих межправительственных договоренностей, а также в целях оказания государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в отраслях, где сохраняется высокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции»,— отмечало правительство в пояснительной записке к проекту бюджета.
Приращение двустороннего кредита имеет два направления— либо это инвестиционные проекты, которые реализуются в зарубежных странах, и под них оформляются соответствующие кредиты, или финансирование внешнеэкономических поставок (экспортные кредиты), поясняет директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Эксперт напомнил, что, в частности, в Египте и Индии реализуются проекты по строительству атомных электростанций.
Двусторонние кредиты— это в основном не «живые деньги», а реализация «больших строек», подтверждает директор центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Например, строительство атомных электростанций или проекты в сфере сельского хозяйства, отмечает он.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники
«Займи слот» СберПро Медиа Подкаст
«Займи слот»: подкаст для тех, кто хочет развить лидерские качества и ценит своё время
СберПро Медиа Лидерство
Стабильность изменений: как быть лидером в трансформирующемся мире
СберПро Медиа Коучинг
Пятёрка по лидерству: зачем руководителям коучинг
СберПро Медиа Переговоры
Соперничество
или созидание? Как проводить эффективные переговоры
СберПро Медиа Эффективность
Какие знания о мозге помогут лидеру
и его команде быть эффективнее
СберПро Медиа Карьера
В чём сила? Какие особенности личности помогут лидеру добиться успеха
в карьере
СберПро Медиа Метанавыки
Суперсилы лидера. Что такое метанавыки и для чего они нужны руководителю
СберПро Медиа Креативность
Идти от проблемы. Как развивать креативность в себе
и в команде
СберПро Медиа Лидерство
Человечность и «со-созидание»: на что опираются лидеры нового времени
Реклама, ПАО Сбербанк