Власти готовы обсуждать снятие запрета на создание так называемых фирм-матрешек, о чем просил бизнес. Допустимым для баланса интересов будет разрешение на цепочку из двух-трех единоличных участников, считают в Минэкономразвития
Экспертные группы по пяти направлениям в рамках механизма «Трансформация делового климата» (ТДК) 20 декабря озвучили свои предложения по расширению соответствующих «дорожных карт» на 2023 год, передает корреспондент РБК. Среди желаемых изменений— снятие действующего с 1990-х годов запрета на создание компаний-«матрешек», когда одно акционерное общество владеет 100% акций другого, которое владеет 100% третьего.
В целом власти готовы рассматривать возвращение такого способа структурирования бизнеса, однако «тема чувствительная с точки зрения налогов», заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов на расширенном совещании по подведению итогов реализации механизма ТДК.
Курирующий направление «корпоративное управление» ТДК первый замминистра экономического развития Илья Торосов отметил: «Если мы пойдем в эту сферу, то мы должны понимать, до какой степени мы будем расширять возможности для «матрешек». По его словам, можно обсуждать длину цепочки в «два-три колена». «Плюс возникает вопрос с субсидиарной ответственностью. Если мы баланс найдем, то уберем злоупотребления в этой сфере, в том числе обход налогов»,— сказал он. Субсидиарная ответственность позволяет взыскивать долг не только с должника, но и с любого лица, контролирующего его.
В мае Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил Госдуме убрать из законодательства «дискриминирующий рудимент прошлого века» и облегчить компаниям структурирование бизнеса в условиях санкций по «матрешечному» принципу, писал РБК. Глава РСПП Александр Шохин тогда предложил упразднить запрет «матрешек» для всех хозяйственных обществ, для чего понадобится внести изменения в соответствующие статьи Гражданского кодекса, закона об акционерных обществах и закона об обществах с ограниченной ответственностью, где упоминается этот запрет.
Опасения властей понятны: структура «матрешек» может существовать с благовидной целью— например, улучшение управления непрофильным активом, недвижимостью, но может использоваться и для обхода закона— для схем со скрытым владением, уклонением от уплаты налогов, в том числе для уклонения от субсидиарной ответственности, поясняет эксперт системы «Контур.Норматив» Наталья Балаева.
«Чем больше количество «матрешек», тем сложнее процесс контроля. Каждая фирма так или иначе вовлечена в гражданский оборот и при этом имеет своеобразного теневого бенефициара. Он может управлять этой фирмой, влиять на принятие решений— но не несет ответственности за ее действия. Значит, есть смысл предусмотреть такую ответственность и для бенефициара (или бенефициаров)»,— добавляет она.
Другие предложения по деловому климату
В рамках механизма «Трансформация делового климата» реализуется пять «дорожных карт»: «интеллектуальная собственность», «корпоративное управление», «экспорт товаров и услуг», «реинжиниринг», «новые виды предпринимательской деятельности». Они могут быть дополнены шестой «дорожной картой»— для туристической отрасли. Предложения по ее созданию готовит Минэкономразвития, сообщил на совещании глава ведомства Максим Решетников.
Что касается других предложений, озвученных руководителями экспертных групп ТДК, то в их числе есть ряд налоговых. В частности, бизнес предложил отменить НДС для всех видов интеллектуальной собственности при их передаче по лицензионным соглашениям. Сейчас налогом не облагается передача прав на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, но, например, на патенты это правило не распространяется.
Предложение унифицировать льготу будет востребовано бизнесом, ведь зачастую бизнес-задачи требуют одновременной передачи разных видов объектов (облагаемых и необлагаемых НДС), разделить эти отношения и цену сложно, затруднительно или коммерчески нецелесообразно, полагает ассоциированный партнер МЭФ Legal Анна Зеленская. «Разграничение видов электронных услуг и лицензионных отношений по объектам интеллектуальной собственности вызывает много вопросов и очень часто приводит к неоднозначности и, как следствие, рискам»,— поясняет она. Универсальное освобождение от НДС в части передачи интеллектуальной собственности будет способствовать развитию отношений по ее созданию и обороту в России, а не в иностранных, в том числе низконалоговых, юрисдикциях, добавляет эксперт.
В «дорожную карту», посвященную экспорту товаров и услуг, предлагается добавить такую меру, как установление для маркетплейсов ставки 0% НДС на вознаграждение за услуги, связанные с доставкой товара иностранному покупателю. «Любое послабление в налоговом бремени идет на пользу налогоплательщикам. Но вопрос только в том, какими будут критерии доступа к льготной ставке НДС на уровне 0%: насколько реально и просто будет подтвердить свое право на льготу»,— предупреждает Балаева.
Другое озвученное экспертной группой послабление— отмена ответственности за ошибочное предоставление в таможенный орган недостоверных сведений о весе и объеме товаров, когда заявленный вес и объем больше фактических.
Одновременно с поддержкой экспорта целесообразно разрабатывать меры в рамках ТДК, связанные с импортом, отметили участники совещания. Как отметил Андрей Белоусов, несмотря на санкции, России удалось восстановить товаропоток критического импорта, сейчас он находится на уровне 2019 года. «Инвестиционный импорт у нас пока чуть меньше, но тоже тенденции положительные»,— сказал первый вице-премьер.