Европа усиленно пилит сук, на котором сидит. Огонь русофобии, который разжигают политики и чиновники Старого Света, уже подпалил и научный мир, что подталкивает учёных к решительным действиям. А именно — к переезду в ту самую «дикую» и «необразованную» Россию, которой европейцы пугают своего обывателя.
Призыв Путина услышан?
В начале этого года президент Российской академии наук Геннадий Красников на встрече с Владимиром Путиным упомянул, что в РАН работают 439 иностранных членов из 55 государств. А летом и сам глава государства заявил, что Россия заинтересована в привлечении специалистов и учёных высокой квалификации со всего мира.
Похоже, этот призыв был услышан. Известный химик-кристаллограф, профессор Сколтеха Артём Оганов, который сам вернулся в Россию 11 лет назад, успев сделать карьеру на Западе и став там востребованным учёным, на днях опубликовал в своём Telegram-канале пост, который озаглавил «Новости меняющегося мира»:
«Сегодня к моей лаборатории присоединился профессор одного из лучших университетов Италии, он итальянец. Даже повышение по работе не остановило его.
Два дня назад мы начали оформлять на работу ещё одного замечательного учёного из Люксембурга, он россиянин, много лет работавший в Европе.
В прошлом месяце к нам в Сколтех переехала профессором замечательный молодой учёный из Германии. Даже престижный грант в 1,5 млн евро не остановил её.
Пару месяцев назад ко мне в лабораторию поступил новый замечательный сотрудник, вернувшийся из Германии.
Несколькими месяцами раньше вернулся в Россию мой ученик, уехавший несколько лет назад в Германию в аспирантуру. Едва защитившись, он вернулся и работает в соседней лаборатории.
И ещё несколько замечательных коллег с нетерпением ждут возможности вернуться в Россию».
Aif.ru поинтересовался у Оганова, что подтолкнуло упомянутых им учёных на переезд в Россию. «В основном переезжают из-за русофобии, — ответил он. — Это тенденция. Но эти люди совсем не прячутся и, думаю, были бы рады поделиться своим опытом».
Мы обратились к этим исследователям за комментариями.
«В Европе интересы простых людей полностью игнорируются»
Итальянец Карло Нерви, доцент химии в университете Турина, а теперь приглашённый профессор Сколтеха, объясняет, что одна из причин, подтолкнувших его на переезд в Россию — высокий уровень нашей науки. Кроме того, Карло женат на россиянке и всегда любил нашу страну — «в том числе из-за культурной близости».
«Итальянский народ по-прежнему родственен русскому народу, о чём свидетельствуют рекламные щиты, появившиеся в итальянских городах: „Россия — не мой враг“, — говорит Карло Нерви. — К сожалению, в последние годы мы стали объектом сильной антироссийской пропаганды, которой не все смогли противостоять.
Конечно, Италия остаётся в моём сердце, но там сейчас создан токсичный, неразумный и бессмысленный климат. На протяжении многих лет интересы простых людей полностью игнорируются».
Инженер-исследователь Сколтеха Виктор Вальмиспильд отучился в аспирантуре в Германии и некоторое время работал там в качестве постдока (временная исследовательская позиция в странах Западной Европы, Америки, Австралии). Несмотря на заманчивые предложения делать научную карьеру в Европе, решил вернуться в Россию.
«Чувствую, что жизнь здесь мне ближе. Каждые полгода, пока я был в Германии, я приезжал домой в отпуск: встречался с родными, которых сильно не хватало, возвращался в знакомые города и снова слышал родную речь, — вспоминает учёный. — Это подтолкнуло меня к мыслям о возвращении. Я чувствовал, что важно быть ближе к семье, друзьям и нашей культуре. К тому же в России сейчас действительно появилось много интересных возможностей для научной работы, и я вижу очень хорошие перспективы».
Вернулся спустя 18 лет
Дмитрий Фёдоров прожил около 10 лет в Германии, работая в немецком университете, и 7 лет — в Люксембурге, где возглавлял подгруппу квантовой механики в составе группы местного профессора.
«В общей сложности я провëл за рубежом 18 лет, в течение которых непрерывно думал о возвращении на родину, — рассказывает он. — Тем временем в России менялось отношение к развитию и финансированию науки. Университеты и институты активно развивались, создавались новые научные учреждения типа Сколтеха. Всё это вселяло оптимизм и побудило меня, наконец, вернуться в Россию. Думаю, на родине пригодится мой научный опыт, приобретённый за рубежом».
По мнению Дмитрия Фёдорова, процесс возвращения российских учёных домой только начинается. Впереди — их массовый отток из стран Запада. Кроме того, наша страна становится всë привлекательнее для западных учëных — как по экономическим, так и по политических соображениям.
«Во-первых, наука в Европе стала испытывать проблемы с финансированием, — объясняет он. — Особенно это заметно в Германии, где университетам серьёзно сократили бюджеты, а при уходе профессоров на пенсию их кафедры закрывают, но это стараются не афишировать.
Во-вторых, пресловутые „западные ценности“ плюс политика европейских государств, идущая вразрез с чаяниями большинства граждан этих стран, выталкивают думающих людей — а таковых среди учëных большинство — из западного общества. И они ищут себе „отдушину“ в России.
Конечно, если сравнивать статические показатели (научные бюджеты на Западе и в России), то пока они не в нашу пользу. Но динамика этих процессов у нас отчëтливо позитивная — в противовес отрицательной динамике на Западе.
Поэтому тем, кто мыслит статически, кажется, что лучше там. Но те, кто мыслит динамически, хорошо понимают, что Запад „загнивает“, а у России великое будущее».
Сами европейцы всё чаще смотрят в сторону России
Наконец, наши учëные за рубежом сталкиваются с откровенной дискриминацией, отмечает Фёдоров. В некоторых странах введены прямые санкции против россиян, как, например, в Швейцарии, где с постоянных позиций уволили нескольких исследователей, имеющих гражданство РФ.
В других применяются двойные стандарты — завуалированные санкции при рассмотрении каких-либо ситуаций, связанных с российскими гражданами. Не давая чëтких объяснений, их просто ущемляют в правах, принимая решения не в их пользу.
«То, что Европа обречена, россиянам, живущим там, легче понять, чем гражданам этих стран, — говорит Дмитрий Фёдоров. — Тем не менее, многие европейцы тоже вдруг начали это осознавать. И всë чаще смотрят в сторону России. Я лично знаю в Люксембурге нескольких иностранцев (айтишников, политиков и даже военных), которые подумывают о переезде в нашу страну».