Бюджет на 2023–2025 годы принят Госдумой в первом чтении. На пленарном заседании выступили Антон Силуанов, Алексей Кудрин, главы профильных комитетов и фракций. Главные заявления — в материале РБК
О приоритетах бюджета
Министр финансов Антон Силуанов
«Все важнейшие приоритеты в бюджете учтены. Это финансовое обеспечение социальных обязательств: все те решения, которые закладывались в посланиях президента, решения по поддержке людей учтены, и на них предусмотрены все необходимые ресурсы. Технологическая независимость и развитие инфраструктуры— также наш важнейший приоритет. Обеспечение безопасности страны и боеготовность вооруженных сил— все средства на нужды обороны и безопасности финансовый документ учитывает. Бюджетное регулирование и интеграция новых регионов. На все это средства заложены».
«Мы, когда встречались с фракциями, видели предложения депутатов об увеличении расходов бюджета, [для формирования] бюджета развития. За счет чего? За счет дополнительного использования налоговых поступлений, увеличения налогов, за счет источников, которые приведут к росту инфляции. Бюджет— это всегда баланс между возможностями и теми приоритетами, которые мы определяем».
О госпрограммах
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин
«Конечно, качество выполнения всех запланированных целей зависит от качества государственных программ, эффективности их исполнения. Планируется 50 государственных программ на сумму 20,6 трлн руб. [в 2023 году]. Некоторые программы существенно выросли, напримерсоциальная поддержка граждан— на 30%, развитие здравоохранения— на 20%, обеспечение доступным жильем— на 21% (к показателям, заложенным в прошлогоднем законе о бюджете на 2023 год.— РБК).
Правительство представило программы в новом формате, они должны быть более эффективны. Мы обращаем внимание на положительные изменения. Например, верхнеуровневые показатели должны оценивать конечный результат— то, что люди получат, а не промежуточный технический результат. Такие показатели увеличены с 22 до 50%— это положительный момент. Но само правительство в своих методиках поставило задачу, что все 100% верхнеуровневых показателей должны быть ориентированы на конечный результат. Так что есть еще резерв для работы».
О претензиях к бюджету
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов
«Этот бюджет абсолютно оторван от интересов трудящихся нашей страны. Страна как вымирала, так и будет продолжать вымирать при таком финансировании и поддержке граждан. <…> Если вы возьмете здравоохранение и фармацевтику, фармацевтика вообще ликвидируется как класс. Это в стране, в которой восемь из десяти таблеток иностранные, а в остальных двух— субстанции иностранные. Если наложат санкции на поставки лекарственных средств, что будем делать? Я хочу спросить у Силуанова и правительства. <…>
Открывайте раздел «Экономика». Там шиш в масле! А инновационная экономика вообще ликвидируется как класс».
О регионах
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров
«Было 13 бездотационных регионов, стало 23. У нас сократилось количество высокодотационных регионов. Но я не хотелбы, чтобы мы почивали на лаврах. Собственные доходы регионов серьезно растут. Но последние два квартала мы наблюдаем постепенное снижение. Точно также, как текущая ситуация влияет на федеральный бюджет, она будет действовать и на регионы. Доходы регионов будут снижаться».
О макроэкономическом прогнозе
Председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин
«Безусловно, прогноз готовился совершенно в экстремальных условиях. Когда именно по тем факторам, которые являются основой для формирования бюджета и лежат в основе прогноза, именно они подвергаются наибольшему воздействию санкционного давления на Россию— это цены на нефте- и газовые ресурсы, все, что связано с осуществлением импортных, экспортных операций. С учетом того, что эти санкционные истории еще продолжаются, это может влиять на формирование бюджета и, соответственно, на реалистичность прогнозов. Но мы считаем, что в текущих условиях прогноз является реалистичным».
О налоговой нагрузке
Антон Силуанов
«[Звучат предложения о] прогрессии НДФЛ, увеличении страховых взносов. Сейчас не самое лучшее время внедрять кардинальные налоговые новации, которые касаются бизнеса и населения. Поэтому мы очень точечно предложили изменения налогов на следующий год, касающиеся только рентных налогов. Частью сверхдоходов мы предложили предпринимателям поделиться с бюджетом. На наш взгляд, такой механизм наиболее объективен в текущей ситуации. Увеличивать налоговое бремя для бизнеса и населения— не лучшее предложение».
Что заложено в бюджете
Проект бюджета 2023–2025 годов предусматривает превышение расходов над доходами все три года: в 2023 году дефицит планируется на уровне 2,93 трлн руб., или 2% ВВП, к 2025 году он опустится до 1,26 трлн (0,7% ВВП). Доходы в 2023 году, как предполагается, будут меньше, чем в текущем году, на 5,6%. Это произойдет с учетом мер по «мобилизации» доходов— прежде всего изъятия «сверхренты» в нефтегазовом секторе (дополнительных прибылей, которые компании, по данным Минфина, получили в этом году за счет высоких цен на нефть и газ).
- В бюджете заложены повышение НДПИ на уголь в первом квартале 2023 года и введение экспортной пошлины на удобрения и уголь при превышении определенного уровня цен. За счет этих мер бюджет получит ориентировочно 150 млрд руб. в 2023 году.
- В нефтяной отрасли принято решение продлить ценовую скидку при расчете демпфера на бензин (механизм в целом предусматривает выплаты из бюджета в пользу нефтяных компаний при высоких экспортных ценах на топливо, а из-за учета дисконта на российские нефть и нефтепродукты, сформировавшегося в том числе из-за санкций, эти компенсационные выплаты уменьшаются).
- За счет повышения ставки НДПИ и увеличения экспортной пошлины на природный газ власти планируют собрать в бюджет дополнительно более 490 млрд руб. в 2023 году.
В расходной части все три года закладываются ассигнования примерно по 29 трлн руб. каждый год. Это значит, что с учетом обесценения денег расходы будут фактически снижаться. Но Силуанов в интервью РБК подчеркивал, что сам по себе уровень в 29 трлн руб. в 2023 году завышен по сравнению с «нормальной» траекторией с 2019 года.
Особенностью нового бюджета являются повышенные расходы на оборону и безопасность— более 9 трлн руб. в 2023 году, или 32% всех расходов. Стабильную тенденцию по сокращению объемов бюджетных ассигнований демонстрируют национальные проекты «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Экология», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», отметили эксперты Финансового университета при правительстве в заключении на проект бюджета.