Правительство России ввело запрет на ввоз рыбы и морепродуктов из недружественных стран
Сюжет Война санкций Правительство также запретило ввоз готовой продукции из рыбы и морепродуктов из недружественных стран, а также установило ставку ввозной пошлины на фанеру из таких государств в размере 50%, сообщили в Минэкономразвития
Правительство в рамках специальных экономических мер в ответ на западные санкции увеличило с 12,5 до 20% ставку ввозных таможенных пошлин на вино из недружественных стран (в список таких государств входят в том числе США и все страны Евросоюза), сообщила пресс-служба Минэкономразвития (МЭР).
Внутренний спрос на вино, отмечают в ведомстве, можно полностью обеспечить с помощью отечественных производителей, активно наращивающих поставки на внутренний рынок. Кроме того, существуют все условия для увеличения импорта вина из дружественных и нейтральных государств, считают в МЭР. «Так, в прошлом году импорт тихих вин из Чили вырос в стоимостном выражении на 9%, из Армении— на 161%. Данные за первые четыре месяца 2023 года указывают на значительный потенциал для увеличения поставок южноафриканских вин»,— указывают в министерстве.
Что будет с вином
По словам замглавы Минсельхоза Оксаны Лут, повышение пошлины на ввоз вина из недружественных стран станет шагом к защите рынка от дешевого импорта и дополнительным стимулом для отечественных производителей. «Данная мера не носит запретительный характер— это позволит сохранить широкий ассортимент на полках и все возможности выбора для потребителей»,— считает она.
Кто поставляет вино в Россию
В 2022 году в Россию ввезли 405,1 млн л вина (тихие, игристые и крепленые вина). Это на 10% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, следует из данных, основанных на сведениях Федеральной таможенной службы (ФТС). В 2022 году санкции, введенные против России после начала спецоперации на Украине, кардинально изменили в том числе рынок импорта вина. Так, поставки алкоголя в Россию запретили США, запрет на экспорт винодельческой продукции ввела Австралия, а страны ЕС ограничили поставки в Россию дорогих вин (запрет коснулся товаров дороже €300). Крупнейшие мировые производители объявили о приостановке поставок или постепенном полном выходе с российского рынка— среди них компании Diageo (бренды Johnnie Walker, Baileys и др.), LVMH (Hennessy, Moët & Chandon, Bacardi Limited) и Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat).
Больше всего вина (134,11 млн л) в 2022 году в Россию ввозилось из Италии, также как в 2021 году (112,24 млн л). В пятерку по объему ввоза вина в Россию в 2022 году вошли Испания (65,97 млн л), Грузия (58,68 млн л), Франция (39,32 млн л) и Португалия (23,06 млн л). Лидером по приросту поставок вин по итогам 2022 года оказался Узбекистан: из этой страны в Россию ввезли в 5,8 раза больше вина (1,2 млн л) по сравнению с 2021 годом (204,7 тыс. л). Впрочем, увеличился импорт недорогих вин, которые импортеры активно завозили из-за сложностей с импортом алкоголя из западных стран.
Условия экспорта и импорта из стран Евросоюза «должны быть сбалансированными», потому что на сегодняшний день условия для европейского производителя лучше, чем для российских экспортеров, считает винодел семейного предприятия «Николаев и сыновья» Михаил Николаев. «До СВО мы экспортировали вина в разные страны Евросоюза, там есть скрытая пошлина— это сертификатстоимостью €2 за бутылку»,— говорит Николаев. По его словам, увеличение таможенной пошлины на вина из недружественных стран не грозит дефицитом вин на полках в магазинах, так как сейчас в России профицит вина благодаря удачному прошлому сезонуи «достаточно неплохому» в этом году. К томуже сейчас слабый туристический сезон, у производителей образовался избыток вина, объясняет Николаев. Повышение пошлины также не должно отразиться на ценах: «Все большие производители, такие как «Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино», не планируют повышать цены, поскольку необходимо освободить склад под новый урожай». Впрочем, цены на дешевый импорт, может быть, изменятся, но на дорогой— нет, уверен Николаев.
Эта мера определенно скажется на себестоимости импортных вин в недорогом и среднем сегменте, что приведет к значительному увеличению цены продажи, снизит их конкурентоспособность относительно российских вин и стран Нового Света (Аргентина, Чили, ЮАР и другие), возражает президент MBG Group Ирина Фомина. По ее словам, возможно возникновение дефицита по отдельным позициям и странам производства как следствие резкого роста расходов на импорт. В целомжепроизойдет перераспределение рынка в пользу отечественных вин, прогнозирует собеседница РБК. Также возможно увеличение спроса на новые, пока не слишком известные у россиян винодельческие регионы, достойные внимания потребителя— Сербия, Южная Америка, Ближний Восток и Азия.
Что будет с рыбой
Правительство также ввело запрет на ввоз из недружественных стран готовой продукции из рыбы и морепродуктов. МЭР, ссылаясь на позицию Минсельхоза, заявляет, что «отказ от импорта из Евросоюза, США, Норвегии освободит отдельные ниши рынка, которые заполнят отечественные производители, чьи мощности позволяют полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в подобной продукции».
Российские компании получат возможность для увеличения объемов производства, расширения ассортимента и увеличения числа рабочих мест, уверены в пресс-службе Росрыболовства. Более того, такая продукцияввиду отсутствия дополнительных факторов, связанных с импортом, станет доступнее для населения, оценивают в пресс-службе. Рост стоимости импортируемой продукции обусловленв том числе повышением курса валюты, это, в свою очередь, влекло за собой рост стоимости отечественной продукции, поэтому снижение на рынке доли импортной продукции исключит фактор негативного влияния волатильности курса на стоимость, добавили в ведомстве.
В 2022 году импорт рыбной продукции в Россию уменьшился на 31,3% к предыдущему году и составил 387 тыс. т, сообщала Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) со ссылкой на данные компании Defa Group. Впрочем, несмотря на общее снижение поставок, коллапса на российском рынке рыбопродукции из-за остановки импорта из недружественных стран не произошло, обращал внимание президент ВАРПЭ Герман Зверев. По его словам, этого удалось добиться за счет импортозамещения, а также налаживания новых и поддержки имеющихся контактов с внешнеторговыми партнерами. Кроме этого, в 2022 году в Россию выросли поставки свежемороженой и охлажденной форели (на 69,6 и 9,1%) и кижуча (на 29,3%) в стоимостном выражении, следует из данных Defа Group. При этом общий импорт лососевых снизился на $38 млн (на 6,1%), составив примерно чуть более 35 тыс. т. Это связано с остановкой поставок с Фарерских островов, объяснили аналитики.
Основная статья рыбного импорта в натуральном выражении— атлантический лосось и форель: на их долю приходится около 17% поставок (100 тыс. т в 2021 году), оценивал президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Среди других значимых позиций: мороженые креветки (86,1 тыс. т), скумбрия (77,3 тыс. т), мороженая сельдь (55,7 тыс. т).
Сокращение поставок импортной рыбы в 2022 году может быть сопоставимо с падением, которое было после 2014 года, когда Россия в ответ на санкции западных стран после присоединения Крыма ввела эмбарго на ввоз продуктов из государств Европы и США, в том числе рыбы из Норвегии и Исландии. Так, по итогам 2015 года рыбный импорт упал почти наполовину по сравнению с объемом, который Россия завозила в 2013 году (в натуральном выражении— на 47%, в денежном— на 53%).
Тогда эмбарго ударило в первую очередь по поставкам красной рыбы— атлантического лосося и семги. Только у Норвегии Россия раньше ежегодно закупала более 120 тыс. т лосося, оценивал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Импорт лосося к 2015 году сократился в пять раз, оценивали во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников. Затем импорт немного восстановился за счет поставок из других стран, в частности с Фарерских островов и из Чили; помимо этого, увеличились поставки на внутренний рынок дикого дальневосточного лосося. Но к уровню, который был до введения продэмбарго в 2014 году, импорт лосося к текущему моменту так и не вернулся, утверждал управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк.
«Мы действительно импортировали достаточно большие объемы лососевых, преимущественно семги»,— ранее в интервью РБК говорил Илья Шестаков. По его словам, Россия закрывает потребности рынка с учетом дикого лосося, который добывается в России, но «у российских покупателей востребован жирный атлантический лосось». Импорт семги сейчас идет только из Чили, но не в тех объемах, как раньше, сказал Шестаков.
Что будет с глицерином
С 5 до 35% повышена ставка ввозной пошлины на очищенный глицерин. Как сообщили в Минпромторге, его поставки на рынок по заниженной цене вызвали сложности для продажи аналогов российского производства, налаженного в рамках импортозамещения. «Введение данной меры позволит предприятиям составить здоровую ценовую конкуренцию на рынке, обеспечить потребителей качественным товаром, а также продолжить вкладывать средства в дальнейшее технологическое развитие»,— сообщили в Минэкономразвития.
Что будет с фанерой
Ставка ввозной пошлины на фанеру из недружественных стран решением правительства устанавливается на уровне 50%, на строительные материалы из полиуретана— в размере 35%. Такая мера, считают в правительстве, позволит увеличить использование российской древесины при производстве фанеры.
В крупнейшем производителе фанеры в России— компании «Свеза»— сообщили РБК, что приветствуют все инициативы по поддержке лесопромышленного комплекса. «На наш взгляд, пошлины на ввоз фанеры могут помочь российским производителям нарастить долю на внутреннем рынке и глобально увеличить глубину переработки древесины в России»,— отметили в компании.