Цифровизация, роботизация, автоматизация, зеленые технологии и умные дома — таким видят эксперты строительство в России через 30 лет
Строительный сектор России в последние годы переживает трансформацию— от главной реформы в долевом строительстве до внедрения цифровых систем и роботов в строительные процессы.
Вместе с экспертами порассуждали, каким будет строительство в России через 30 лет и без каких инноваций и решений сложно представить его развитие.
Автоматизация и цифровизация
Одно из важных направлений, которое будет определять развитие строительного сектора в будущем,— цифровизация и автоматизация процессов. Многое из того, что сейчас только внедряется и адаптируется, станет нормой, рассказывает управляющий директор по IТ и цифровой трансформации «Дом.РФ» Николай Козак. «Через 20–30 лет мы запросто можем увидеть законодательный запрет на выполнение людьми некоторых особо опасных строительных работ, например высотных»,— говорит эксперт. По его словам, обыденными станут искусственный интеллект и информационное моделирование, которое применяются в настоящее время в России.
«Уже сейчас у нас есть технологии, которые помогают автоматизировать многие строительные процессы: дистанционный мониторинг и видеоконтроль строительных работ, аэрофотограмметрию для формирования цифровой модели местности, наземное лазерное сканирование, роботы, технологии виртуальной реальности, обучение на основе виртуальных треножников и дополненной реальности»,— привел примеры Николай Козак. Все это станет неотъемлемой частью будущего, а весь строительный цикл будет базироваться на сборе, анализе и принятии решений на основе больших данных, считает он.
Среди востребованных инноваций в строительстве будущего глава архитектурной школы МАРШ Никита Токарев назвал прежде всего те технологии, которые снижают долю ручного труда на стройплощадке и повышают долю автоматизированных работ, заранее произведенных изделий. Например, это могут быть модули, изготовленные на заводе, которые на площадке только собираются. «Автоматизированные процессы в разы повышают эффективность строительного процесса. Идея произвести все на заводе, а на стройке только собрать, на мой взгляд, будет широко распространена в будущем»,— считает эксперт.
Во вторую очередь Никита Токарев упомянул мониторинг строительных процессов в цифровом виде. «Когда у нас есть цифровая модель здания, и на основе этой модели идет не только проектирование, но и строительство, контроль и проверка качества. Например, прораб и автор проекта в режиме реального времени по планшету следят за строительными процессами и корректируют их»,— привел примеры глава МАРШ. Сегодня цифровая модель замыкается в основном на проектировании. В будущем она должна быть спроецирована и на процесс строительства, но для этого процессы должны быть автоматизированными, добавил он.
Внедрение цифровых технологий в строительство, таких как BIM-моделирование, в совокупности в блокчейн, интернет вещей станет основой строительной сектора в будущем, согласен президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. «Говоря о финтехе, нельзя не принять во внимание ежегодный рост капитализации его рынка, а также множество инноваций в области финансовых услуг, которыми финтех располагает. Эти факторы уже оказывают влияние на смежные отрасли и способствуют развитию новых моделей финансирования строительства, что в конечном итоге позволит сохранять доступность жилья»,— считает он.
Роботы в стройке и умные дома
Привычными участниками строительного процесса через 20–30 лет станут роботы, умные датчики и 3D-принтеры. «Роботы будут использоваться для выполнения тяжелых и опасных работ, что позволит повысить эффективность и безопасность строительства. Они также смогут работать в климатических условиях, малопригодных для человека, что откроет новые возможности для строительства в труднодоступных местах»,— говорит президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
Управляющий директор по IТ и цифровой трансформации «Дом.РФ» также прогнозирует массовое применение робототехники и датчиков контроля, особенно там, где необходимо выполнять высокоточные работы. «С их помощью будут контролировать скрытые объемы, точность геометрии конструкций, качество и количество используемых строительных материалов. Обобщенно, техники на стройплощадке станет больше, а квалификационные требования к людям— значительно выше»,— поясняет Николай Козак.
Тренд ближайших десятилетий в самой строительной отрасли— массовое внедрение средств малой механизации и робототехники, согласен профессор НИУ МГСУ Кирилл Кулаков. «Будут активно использоваться квадрокоптеры, например при подъеме грузов. Для повышения производительности труда будут использоваться экзоскелеты, которые позволяют рабочим, например сварщикам, сохранять высокий темп работы без ущерба для здоровья»,— рассказывает Кирилл Кулаков.
По мнению эксперта, это не отменяет потребности в тех специалистах, которые сегодня задействованы на этапе проектирования (сметчики, инженеры, проектировщики). «Уже сегодня определенные IT-решения, к примеру 3D-проектирование, облегчают работу проектировщика. Но принятие технических решений, выбор оборудования и материалов в обозримой перспективе останутся за человеком»,— считает Кирилл Кулаков.
Что касается эксплуатации зданий, то будут распространены технологии умного дома. «Возможно создание единой платформы, с помощью которой будет вестись эксплуатация здания целиком. Такие сервисы призваны повысить эффективность эксплуатации зданий и сэкономить потребление ресурсов»,— пояснил Никита Токарев.
Умные дома и интеллектуальные системы станут нормой в будущем, подтверждает Антон Глушков. «Такие системы могут включать в себя автоматизацию управления энергопотреблением, умные датчики безопасности, системы умного освещения и управления климатом»,— привел примеры эксперт. Само развитие умных домов и интеллектуальных систем позволит создать комфортное и безопасное пространство для проживания, отметил он.
Строительство будет зеленым
Будущее невозможно представить без зеленого строительства, энергоэффективных решений и бережного потребления, уверены эксперты. Сегодня строительный сектор в этом отношении чудовищно ресурсоемок и в большой степени угрожает окружающей среде, отмечает глава МАРШ. Достаточно сказать, что для производства бетона в Европе песка уже нет, его везут из Сахары— с северного побережья Африки. Только чтобы доставить его, тратятся огромные ресурсы, привел пример эксперт.
По его мнению, требования к экологичности строительства и выбору материалов будут повышаться. «Главной заботой архитектора и инженера станет снижение энергоемкости строительства. Радикальным решением этого вопроса может стать сокращение объемов строительства и реновация уже существующих зданий, смещение фокуса на редевелопмент»,— допустил он.
В будущем будут соблюдаться стандарты зеленого строительства, которые ограничат вредное воздействие строек, а также обеспечат масштабное озеленение, создание искусственных водных пространств, согласен руководитель портала «ЕРЗ.РФ» Кирилл Холопик. «Получит широкое распространение инфраструктура для безбензинового транспорта. Кровли новых зданий будут выполнять функции площадок для приема воздушного транспорта для доставки грузов»,— говорит он.
По мнению Кирилла Кулакова, основной тренд, который определит строительную индустрию на десятилетия,— создание закрытых экосистем в сооружениях. То есть строительство комплексов с полной вентиляцией, подогревом, контурами воздухоснабжения, фильтрацией, очисткой воды и воздуха. Внутреннее озеленение, которое позволяет сделать комфортными условия проживания и работы вне зависимости от климата, в том числе в районах вечной мерзлоты или полупустынь. «За последние годы существенно подешевели и улучшили потребительские свойства солнечные батареи, и потому они стали пользоваться спросом при проектировании ИЖС. Думаю, что это тенденция на десятилетия»,— говорит он.
Новые строительные материалы
Еще одно важное направление для будущего строительства— улучшение строительных материалов. «Развитие новых материалов, таких как умные материалы, нанотехнологии и биоматериалы, позволит создавать более прочные, энергоэффективные и экологически чистые строительные конструкции. Эти материалы также могут быть более устойчивыми к различным климатическим условиям»,— рассуждает глава НОСТРОЙ.
Изменения, безусловно, коснутся и строительных материалов, добавил профессор МГСУ Кирилл Кулаков. «Через 20–30 лет будут активнее внедряться композитные материалы, наноприсадки и добавки в покрытиях, которые обеспечивают качество и долгосрочность строительных и отделочных материалов»,— считает эксперт.
По его мнению, новые материалы привнесут изменения в жилищное строительство. К примеру, пластиковые окна с их теплосберегающей технологией ввели тренд на большую площадь остекления в домах, на панорамные окна, полностью остекленные веранды. Уже сегодня можно использовать стеклянную черепицу или бетон с токопроводящим материалом. Это позволяет не штробить стены под проводку, привел примеры Кулаков. «При этом основные строительные материалы врядли изменятся, через десятилетия это будут бетон, лес, глина. Меняются утеплители, связующие вещества, что добавляет строению износоустойчивость и помогает сохранять тепло»,— отметил он.
Согласен с ним Никита Токарев. «Если говорить о строительных материалах, то основные материалами в будущем также останутся традиционные железобетон, кирпич или бетонные блоки, дерево, металл. Но особенно популярны будут возобновляемые материалы, например дерево»,— считает эксперт. По его мнению, одна из перспективных технологий будущего здесь— это CLT. «Это серьезная альтернатива бетону, газоблокам, кирпичу, пеноблокам. С помощью этой технологии можно возводить не только малоэтажное жилье, но многоэтажные постройки»,— говорит он.
Но эти инновации невозможны в условиях технологической изоляции, в которой оказалась Россия и которая будет влиять на строительную отрасль, отметил глава МАРШ. «Поэтому важно, чтобы этой изоляции не было. Кроме того, должен меняться сам подход девелоперов к строительству. Чтобы он не сводился только к извлечению прибыли в краткосрочном периоде, а представлял собой строительство технологичных и экологичных зданий, которые будут служить долгое время и нести больше социальную миссию»,— заключил эксперт.