Страна продолжает содрогаться от ударов подземной стихии. На Камчатке, вблизи вулкана Шивелуч, за последние несколько дней зафиксирован целый рой толчков — самые сильные имели магнитуду 4,8. Два землетрясения произошло в районе озера Байкал, в Иркутской области и Забайкальском крае.
Небольшие сейсмические события учёные регистрируют постоянно. Большинство из них даже не ощущаются нами. Однако смертоносные землетрясения на границе Турции и Сирии, случившиеся 6 февраля, вызвали широкое осуждение: а есть ли какие-нибудь технологии, позволяющие предсказывать такие катаклизмы? И хотя сейсмологи обычно говорят, что это невозможно, разработки на этот счёт существуют. Причём у нас, в России.
Наследие сочинской Олимпиады
Когда шла подготовка к Олимпиаде в Сочи, краснодарских учёных попросили отслеживать сейсмическую обстановку на территории строительства спортивных объектов. Вообще, защите от землетрясений тогда было решено уделить повышенное внимание.
Так появилась местная система сейсмического мониторинга, которую разработали под руководством академика РАН, доктора физико-математических наук Владимира Бабешко. Он возглавляет Научно-исследовательский центр прогнозирования и предупреждения геоэкологических и техногенных катастроф Кубанского государственного университета.
Бабешко изучил опыт канадских коллег, внедрявших систему сейсмомониторинга у себя перед Олимпиадой в Ванкувере. И добавил к нему собственные идеи, в основе которых лежит принципиально новый подход к проблеме прогноза сейсмичности, основанный на математической модели процессов в земной коре с учётом её структуры.
Так в окрестностях Сочи появилось оборудование для сбора и обработки геофизической информации — наклонометр, улавливающий тысячные доли градуса при наклоне литосферной плиты, и несколько высокоточных ГЛОНАСС-приёмников для оценки движений земной коры. Каждый из них одновременно связан с пятью спутниками и позволяет улавливать смещения с точностью до миллиметров. Если ошибётся один спутник, другой выдаст более детальную картину.
Новый тип землетрясений
Сейчас на черноморском побережье установлено 11 подобных приёмников. Именно они являются основой технологии прогнозирования.
«Раньше считалось, что землетрясение начинается, когда литосферные плиты давят друг на друга. Мы же доказали, что оно начинается тогда, когда плиты только приближаются друг к другу, — объясняет Владимир Бабешко. — В этом случае под ними возникает очень большая концентрация напряжения, что провоцирует разрушительные толчки. Математика показала, что в зоне сближения литосферных плит до того, как они начнут взаимодействовать, контактные напряжения становятся бесконечными. Это приводит к разрушению плит и землетрясению.
Мы назвали такой тип землетрясений стартовыми. Это новый тип, ранее он не был описан. Стартовое землетрясение необязательно должно быть самым сильным в ряду последующих за ним. Но очень важно, что основная часть землетрясений на нашей планете начинается именно со стартовых толчков, а они, как выяснилось, предсказуемы. Для своевременного прогноза необходимо уловить подвижки берегов разлома, рассчитать время их сближения и предупредить об опасности».
ГЛОНАСС-приёмники, установленные на двух берегах (попросту — сторонах) разлома, фиксируют моменты смещения плит по горизонтали и вертикали и передают информацию специалистам. Таким способом, утверждают учёные, можно точно определить место, время и интенсивность предстоящего толчка.
Выпуск налажен, но нужны инвестиции
Ни у кого в мире подобных разработок нет — сейчас это самый передовой метод прогнозирования землетрясений, не имеющий аналогов. Научные публикации были выполнены в журналах высшей категории. Ещё до пандемии Владимир Бабешко успел сделать пленарные доклады на конгрессах и конференциях в Японии, Риме, Ванкувере. Научный результат российских учёных был признан зарубежными коллегами.
Стартовые землетрясения — на сегодня единственный тип землетрясений, которые можно точно прогнозировать. Но случаются они достаточно часто, так что это направление исследований надо развивать.
«Выпуск таких ГЛОНАСС-приёмников в России уже налажен. Но их нужно очень много, чтобы уследить за всеми разломами хотя бы на территории юга России. Проблема в том, что их протяжённость большая, в сотни километров», — признаётся учёный.
А ведь есть ещё сейсмически активные, ни на день не останавливающиеся в буйстве подземной стихии Камчатка и Сахалинская область, куда входят также Курилы, Байкальская рифтовая зона и Алтай, где Евразийская плита сталкивается с Индийской. В общем, районов потенциальной сейсмической опасности на территории России хватает, как и разломов, за состоянием которых нужно постоянно следить.
В идеале хотелось бы, чтобы во всех этих районах, в тех местах, где живут люди, были установлены ГЛОНАСС-приёмники, предупреждающие об угрозе землетрясений. Но для этого нужны серьёзные инвестиции в проект и поддержка научных фондов.
«А пока у нас нет даже средств для автоматизированного съёма информации с ГЛОНАСС-приёмников. Наш сотрудник вынужден объезжать их со своим ноутбуком, — сетует Владимир Бабешко. — В общем, служба пока находится в зачаточном состоянии».
А ведь это, похоже, тот случай, когда сэкономить на науке не стоит. Тем более что методику, разработанную нашими учёными, уже взяли на вооружение американцы. Они устанавливают такие станции на морском дне, где проходят литосферные разломы.
Последствия извержения вулкана Шивелуч на Камчатке
© РИА Новости / Юрий Демянчук
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© РИА Новости / Юрий Демянчук
© Reuters
© РИА Новости / Юрий Демянчук
© Reuters
Последствия извержения вулкана Шивелуч на Камчатке
© РИА Новости / Юрий Демянчук
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© РИА Новости / Юрий Демянчук
© Reuters
© РИА Новости / Юрий Демянчук
© Reuters