Разбираемся, как менялись придомовые пространства в столице с царских времен до наших дней
Московские дворы— это вещь в себе. О них писали песни, сочиняли пьесы, снимали фильмы. Столичный двор десятилетиями оставался воплощением советской романтики; он вызывает ностальгию даже у тех, кто рос в другом городе и никогда в таком дворе не бывал. И хотя образ уютной площадки у дома со скамейками, песочницей и столом для игры в шахматы прочно зафиксирован постсоветской культурой, дворы далеко не всегда были такими. Даже само слово «двор» полтора века назад означало совсем не то, что под ним понимают сегодня.
Вместе с экспертами по истории и градостроительству Москвы выясняем, как эволюционировали столичные дворы со сменой эпох и почему сейчас невозможно представить современный жилой комплекс без благоустроенного пространства.
Двор царский и двор усадебный
В современном понимании «двор»— это участок земли, прилегающий к жилым домам или иным постройкам. Здесь гуляют с собаками, устраивают пробежки, сидят на скамейках, а маленькие жители играют на детских площадках. Однако такое представление о дворе появилось относительно недавно, с появлением многоэтажной застройки. В XIX веке в России слово имело совсем иные значения. Одно из них— монарший двор.
Княжеский, а позднее царский и императорский двор представлял собой не конкретную территорию, а группу людей. В нее входили приближенные правителя, которые помогали ему в управлении государством, решали вопросы внутренней и внешней политики. К государеву двору относились советники, военачальники и послы. Отсюда появилось слово «дворянин».
Другое значение было у понятия «усадебный двор»— группы строений, принадлежавших определенной семье. «Как правило, он [двор] представлял собой несколько построек— например, избы, которые соединялись внеуличными проходами. Забором служили фасады этих изб либо территория была обнесена изгородью. В одном дворе жил один род— Васильевых, Ермиловых, Смирновых»,— рассказал «РИА Недвижимости» историк Филипп Смирнов.
Придомовая территория богатой усадьбы в дореволюционные годы делилась на хозяйственную и парадную. На заднем дворе располагались курятники и конюшни, здесь выращивали овощи и фрукты, сушили белье, занимались бытом. Парадный двор находился с другой стороны усадьбы. Здесь хозяева могли разбить цветники, поставить беседки и фонтаны, чтобы встречать гостей.
Начало XX века: двор как замкнутая система
Феномен московского двора начал формироваться в 1920-х годах, считает Николай Васильев, кандидат искусствоведения, доцент Государственного строительного университета и профессор художественного института имени Сурикова. По его словам, 100 лет назад в Москве возникла определенная иерархия приватно-общественных пространств. «К приватным относились жилые помещения: комната в коммунальной квартире или целая квартира. Оттуда человек выходил во двор— общественное пространство. Оно было замкнутым местом— визуально и психологически»,— рассказал «РБК Стиль» Николай Васильев.
В годы, когда даже радиоприемники были редкостью, отдых во дворе становился востребованным досугом, важным для каждого жителя. Для этого на придомовых территориях обустраивали особую инфраструктуру: столы для игр в шашки и шахматы, небольшие спортивные площадки, летние сцены.
Николай Васильев подчеркнул еще одну важную функцию дворов— позволить горожанину чувствовать себя частью ограниченного сообщества. «Человеку было не обязательно лично знать все 500 семей, 2 тыс. человек, что жили в многоэтажках вокруг его двора. Он знал свою социальную прослойку: семиклассники знали семиклассников, пенсионерки— пенсионерок. Это психологически более комфортно— заводить 20–30 связей, а не сотни»,— объяснил эксперт.
Фото: Midjourney
От источника ностальгии к парковке
В середине ХХ века облик московского двора изменился. «Еслибы мы попали в московский двор 1940-х годов, увиделибы дровяные сараи— и никаких детских площадок. В более позднюю эпоху сараи исчезли, зато появились голубятни. Они были очень распространены в 1950–1960-х годах»,— рассказал Сергей Никитин-Римский, председатель департамента двороведения академического проекта «Москультпрог», доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы, старший научный сотрудник Музея Москвы.
Интересно, что у каждого обновления московского двора была своя особая причина. Например, детские площадки стали логичным следствием повышения рождаемости, характерного для послевоенных лет. А появление в столичных дворах голубятен и вовсе связано с Пабло Пикассо. В 1957 году знаменитый художник нарисовал голубей мира, ставших символом фестиваля молодежи в Москве. В преддверии события городские власти решили развести не менее 30 тыс. этих птиц в столице. Так голубятни появились во множестве дворов: сначала они были только в Москве, но вскоре моду подхватили по всему СССР.
Фото: Midjourney
Именно в 1950–1960 годы двор стал предметом ностальгии, считает Сергей Никитин-Римский. По его словам, это связано с социально-экономическими реалиями послевоенного времени— причем не только в СССР, но и в других странах.
«В европейских городах, которые сильно пострадали от Второй мировой войны, люди жили в очень сложных уплотненных условиях,— пояснил доцент РАНХиГС в комментарии для «РБК Недвижимости».— Двор послевоенный связан с периодом бедности, отчаяния, коммуналок, когда единственным свободным местом была дворовая территория».
По мнению Никитина-Римского, особую роль в популярности дворов играла теснота советских квартир. Единственным способом побыть отдельно от семьи для многих людей было выйти на улицу, чтобы провести вечер во дворе с соседями и приятелями из рядом стоящих домов. Двор оказался сердцем добрососедского взаимодействия.
В конце ХХ века ситуация с московскими дворами изменилась еще раз. Территория у дома из места для отдыха превратилась в наземную парковку и оставалась таковой несколько десятилетий. Возрождение столичных дворов началось только в 2010-х.
Современность: двор-сад и двор-стилобат
Создавая новейшие жилые комплексы в 2020-х, застройщики стараются возродить культуру отдыха во дворе, сделать придомовую территорию привлекательной для жителей. Этим целям служат развитая инфраструктура для резидентов всех возрастов и озеленение— во дворах появляются собственные скверы и сады для долгих прогулок или удаленной работы в тени деревьев.
Некоторые застройщики выбирают нестандартные пути и создают на территории дворов особые архитектурные формы. Один из трендов в организации придомового пространства— полезные стилобаты. Общий цоколь нескольких корпусов жилого комплекса используют по максимуму, высаживая на нем растения и обустраивая площадки для отдыха. Показательный пример такого стилобата в Москве— в ЖК SLAVA от «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) и MR Group.
Амфитеатр, с которого открываются виды на пешеходную улицу, терраса для занятий йогой и солнечных ванн, игровая площадка для детей, площадка для занятий спортом— на стилобатной части будет разнообразная инфраструктура для размеренного и активного досуга. Нестандартной особенностью стало и озеленение на стилобате, где расположился приватный двор-сад площадью 7,7 тыс. кв. м — настоящий вызов для ландшафтных дизайнеров.
«При выборе растений для ЖК SLAVA мы в первую очередь думали о том, чего не хватает в центре города. Мы хотели привлечь природу во двор, ведь природа— это не только растения, но и насекомые, птицы. Нельзя посадить гортензии и туи и ждать, что в зарослях будут жить снегири. Мыже выбрали не чужеродные для Москвы растения. Это ассортимент нашего климата, устойчивый к непростым условиям города: сложному освещению, долгим зимне-весенним переходным периодам»,— объясняет Петр Кудрявцев.
Двор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR GroupДвор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR GroupДвор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR GroupДвор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR Group
В современном дворе появляются неочевидные возможности для покупок и социализации. К примеру, в новом жилом комплексе компанию магазинам, кафе и ресторанам на первых этажах составит фитнес-зал площадью 4 тыс. кв. м с 50-метровым бассейном. В каком-то смысле это можно назвать возвращением к идеалам 1960-х годов, когда бассейны обустраивали прямо во дворах московских хрущевок. Но если тогда это были искусственные водоемы под открытым небом, то теперь спортивную инфраструктуру помещают в защищенную от непогоды среду.
Двор последнего поколения
ЖК SLAVA— результат совместной работы сразу нескольких международных архитектурных бюро. Британское Dyer отвечало за апартаменты, японское Nikken Sekkei— за офисный кластер, а автором четырех жилых башен на едином стилобате выступил «отец небоскребов» Хельмут Ян, ученик знаменитого Людвига Миса ван дер Роэ. В результате получилось особое пространство, где в составе одного проекта совмещены жилой квартал, бизнес-кластер, стрит-ретейл и большая зеленая зона, где можно восстановить силы после рабочего дня.
Среди других общественных пространств— детский сад и выставочный зал, а жителям доступны медиатека и киберпространство, где подростки и взрослые смогут играть в видеоигры и даже устраивать турниры— современное прочтение дворовых шахматных чемпионатов прошлого века. Также в жилом квартале оборудуют приватный кинотеатр: еще одна отсылка к советской эпохе, когда небольшие кинотеатры располагались в жилых домах (например, знаменитый «Ударник» в Доме на набережной и камерные кинотеатры «Звезда» и «Юность», которые сейчас входят в сеть «Москино»).
Двор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR GroupДвор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR GroupДвор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR GroupДвор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR GroupДвор в жилом комплексе SLAVA. Визуализация MR Group
Цветущий луг или настоящий лес прямо под окнами, интересные и вовлекающие общественные пространства— современные жители мегаполиса предъявляют высокие требования к дворам в жилых комплексах. Во многом это связано с тем, что в конце ХХ века люди отдалились друг от друга, а культура отдыха во дворе практически исчезла. В наши дни горожане снова хотят строить добрососедские отношения, чувствовать себя частью сплоченного сообщества. И теперь благоустроенные и уютные дворы становятся местом для дружеского общения и установления новых горизонтальных связей. В отличие от середины прошлого века, горожане больше не убегают во двор от тесноты— теперь москвичи отдыхают во дворе осознанно и с удовольствием, а наиболее прогрессивные застройщики создают для этого оптимальные условия.
Реклама. АО «МР-Центр»
Застройщик ООО СЗ СЛАВА
Проектная декларация на наш.дом.рф, erid: F7NfYUJCUneLt1ZQw1fy
Авторы