Год назад дисконты носили, скорее, номинальный характер либо были привязаны к условиям по ипотеке. Сейчас застройщики таким образом поддерживают спрос
Доля лотов в строящихся корпусах в Москве и области, которые продаются с дисконтом от изначальной цены, в июне 2024 года составляет 28%, подсчитали для «РБК Недвижимости» эксперты «ЦИАН.Аналитики».
Эксперты обращают внимание на то, что год назад показатель был чуть выше (32%), но сам характер скидок— принципиально другим. «Реальная активность по предоставлению скидок за год стала выше. Если в 2023 году лоты со скидками часто представляли собой опубликованное ценовое меню (когда стоимость лота зависела от выбранной ставки по ипотеке), а часть публиковалась с неправдоподобными скидками (когда на сайте ЖК зачеркивали такую цену, по которой никто никогда и не пытался продавать квартиру), то сейчас подавляющее большинство объявлений— это реальные попытки девелоперов сделать свое предложение более привлекательным за счет предоставления особых условий»,— разъясняет руководитель «ЦИАН.Аналитики» Алексей Попов.
Похожую цифру называют и в девелоперской компании PIONEER. «Средняя доля акционных предложений в июне в классах бизнес и премиум составила 30% от общего объема лотов в экспозиции»,— говорит директор по аналитике и маркетинговым исследованиям PIONEER Екатерина Петрова. «Как и ранее, застройщики придерживаются стратегии предложения акционных условий на ограниченный пул лотов, но у отдельных игроков акции действуют почти на весь объем»,— добавляет эксперт.
По словам Алексея Попова, за счет разной механики предоставления скидок их средние значения сейчас ниже прошлогодних. «Весной 2023 года «зачеркнутая» цена была выше акционной на 20%, сейчас— лишь на 12%)»,— отмечает эксперт. Екатерина Петрова из PIONEER оценивает средний размер дисконта в сегментах бизнес и премиум в 8–10%. «Максимальный дисконт в отдельных проектах может достигать 25–30%»,— отмечает эксперт. Нередко игроки рынка готовы стимулировать покупателей на более оперативный выход на сделку увеличением дисконта на несколько процентов, добавляет Екатерина Петрова.
Высокую скидочную активность на рынке отмечают и другие участники рынка. «Не будем лукавить: у многих застройщиков запас нераспроданных квартир больше желаемого, а с 1 июля, с отменой льготной ипотеки и изменением условий кредитования по семейной ипотеке, ожидается временное охлаждение спроса, потому все стараются сократить остатки и сражаются за «горячих» клиентов»,— характеризует ситуацию на рынке в июне руководитель по продажам корпорации «Мегалит» Ирина Орлянкина.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Руководитель управления маркетинговых исследований и аналитики компании «Главстрой« Елизавета Родина отмечает, что на фоне изменений в госпрограммах и высокой ключевой ставки, которая удерживает рыночные ставки на некомфортном для заемщиков уровне, девелоперы вынуждены будут поддерживать спрос. «На рынке новостроек все больше будет появляться альтернативных схем оплаты— различные программы рассрочки, субсидированные программы, трейд-ин и прочие»,— прогнозирует эксперт. Такое мнение разделяет и Алексей Попов: «Активнее, чем раньше, применяются схемы с оплатой жилья в рассрочку или через механизм траншевой ипотеки,— говорит он.— Стимулирование спроса через акции и скидки сохранится. Маржинальность многих проектов позволяет на какой-то период выйти и на более существенные дисконты (до 15% от базовой цены)».
Политика по скидкам будет меняться в зависимости от схем оплаты договоров, считает Екатерина Петрова. «При увеличении доли рассрочек размер скидок может сокращаться, так как застройщик использует проектное финансирование в работе и хорошее пополнение эскроу-счетов положительно влияет на ставку проектного финансирования»,— поясняет она.
Что касается элитного сегмента, здесь размер дисконта чаще всего не анонсируется в открытых источниках, а обсуждается напрямую с потенциальным покупателем, обращает внимание владелец агентства элитной недвижимости Nika Estate Виктор Садыгов. «На элитном рынке скидки— это почти табуированная история,— подчеркивает эксперт.— Если они и есть, это всегда персональное предложение, о котором не рассказывают».
О том, что в элитном сегменте скидки скорее «спрятаны»— например, предлагаются в качестве бонусов или кешбэка,— говорит и президент AREA Ирина Жарова-Райт. «В целом этот сегмент жилья ведет себя вежливо, не оскорбляя покупателя дисконтами, ведь при цене 1,5-–2 млн руб. за квадратный метр даже 3–5% выливаются в существенную сумму,— рассказывает она.— Покупателю элитного жилья более импонируют лояльные графики оплаты и подарки в виде машино-мест, отделки до white-box и кладовых».
Аналитики «Домклик» недавно оценили ценовую структуру предложения на рынках новостроек в регионах, где есть города-миллионники. В число регионов, где преобладает жилье массового сегмента (классы стандарт и комфорт), вошли Ленобласть с долей 99,3%, а также Воронежская (98,5%) и Свердловская (98,2%) области. Минимальные показатели— в Москве (56,6%) и Санкт-Петербурге (70,5%).
Авторы