В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» создают системы управления беспилотным транспортом. Направление считается перспективным: массовый переход на беспилотные автомобили позволит существенно сократить количество ДТП на дорогах и уменьшить уровень смертности, а также решить проблему нехватки водителей, оптимизировать расходы на доставку пассажиров и грузов и пр.
Базой стал обычный грузовик
По словам и. о. заведующего кафедрой робототехники и автоматизации производственных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ», кандидата технических наук Дениса Филатова, команда университета уже несколько лет занимается системами автономного управления колёсными транспортными средствами. Последняя разработка питерских учёных — беспилотный грузовик на основе электромобиля «Газель E-NN». Базой для беспилотника стал обычный грузовик, серийно выпускаемый Горьковским автозаводом. Об этом проекте, выполненном в рамках программы «Приоритет-2030», сообщает Минобрнауки.
Ранее университетская команда, состоящая из сотрудников и студентов старших курсов факультета электротехники и автоматики, разработала прототип беспилотного автомобиля на базе дизельной платформы «Газель NEXT». Но для новой платформы потребовалось заново создавать блоки управления основными агрегатами автомобиля.
Для сбора информации о дорожной обстановке грузовик оснастили набором различных датчиков. Лидары (лазерные локаторы) предоставляют информацию о расстоянии до других объектов в любое время суток. Видеокамеры фиксируют визуальные изображения для распознавания дорожных знаков и объектов. Инерциальная навигационная система помогает грузовику следовать заданной траектории, а GPS следит за его перемещением через спутник.
Собранные с датчиков сведения обрабатываются и фильтруются с помощью специального программного обеспечения, использующего алгоритмы искусственного интеллекта. Созданная в ЛЭТИ система анализирует весь спектр данных для принятия решений, позволяющих безопасно управлять беспилотным грузовиком на дорогах общего пользования.
Надо устранить недостатки
«Наша разработка была успешно испытана в автономном режиме на дорогах общего пользования. Это происходило в рамках соревнований беспилотного транспорта на территории особой экономической зоны „Алабуга“ в Республике Татарстан, — говорит ассистент кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ „ЛЭТИ“ Екатерина Масленникова. — Но функционал, который мы закладываем в наш грузовик, позволяет решать гораздо больше задач, чем просто перемещение по магистралям. Например, в ближайшем будущем его можно будет использовать для транспортировки грузов на территории промышленных предприятий».
Сейчас учёные ЛЭТИ пытаются устранить недостатки, возникающие при использовании беспилотников. Это некорректная работа визуальных датчиков в условиях плохой погоды (при сильном дожде или тумане), несовершенство алгоритмов обработки данных для принятия оптимальных решений и ошибки спутникового позиционирования в условиях плотной городской застройки.