Музей архитектуры им. Щусева предоставил «РБК-Недвижимости» фотоматериалы знаковых работ архитектора, над которыми тот работал, но которые не были воплощены в жизнь
В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения Алексея Щусева— выдающегося архитектора, рисовальщика, градостроителя, музейного куратора и визионера. За полвека своего профессионального пути Щусев реализовал более 80 проектов, среди которых Марфо-Мариинская обитель, Мавзолей, гостиница «Москва», здание органов госбезопасности на Лубянке, комплекс зданий Казанского вокзала и станция метро «Комсомольская».
При этом далеко не все проекты, над которыми работал архитектор, были воплощены в жизнь. Музей архитектуры им. Щусева предоставил «РБК-Недвижимости» фотоматериалы знаковых работ архитектора, которые не были реализованы, часть их них публикуется впервые. Комментарий по этим проектам дала Ксения Смирнова, искусствовед, замдиректора по просветительской деятельности Музея архитектуры им. Щусева. Она также является куратором выставки «Алексей Щусев. 150», которая проходит в музее до 21 января 2024 года.
1. Библиотека им. Ленина в Москве
В 1928 году в конкурсном задании на проект здания библиотеки им. Ленина отмечалось, что облик библиотеки должен соответствовать «характеру эпохи, воплотившей волю трудящихся к строительству социализма» и «назначению зданий как могучего рассадника науки и просвещения». Участники конкурса должны были учитывать окружающие будущее здание исторические памятники, «не подражая им, но и не вступая с ними в кричащее противоречие».
Алексей Щусев стал одним из тех архитекторов, которых пригласили создать заказные проекты здания библиотеки параллельно с проведением открытого конкурса. Его первый проект, выдержанный в стилистике ар-деко, стал едвали не главным объектом критики со стороны сторонников «современной архитектуры», резко осудивших итоги конкурса.
В результате в рамках следующего этапа проектирования, к которому Щусев был приглашен, архитектор отказался от прежнего художественного решения и заметно переработал свой в духе советского авангарда. К сожалению, проект Щусева для главной библиотеки страны так и остался на бумаге, а здание было построено по проекту архитекторов Гельфрейха и Щуко.
2. Здание Центрального телеграфа в Москве
Для строительства здания Центрального телеграфа в Москве в 1925 году был объявлен открытый архитектурный конкурс. Не доверяя радикальным идеям архитектурной молодежи, заказчики— Народный комиссариат почт и телеграфов СССР— обратились к заслуженным архитекторам Ивану Рербергу и Алексею Щусеву с предложением разработать проекты вне конкурса.
Неожиданно для всех академик архитектуры Алексей Щусев проявил себя как мастер современного функционального авангарда. В его проекте телеграф предстал яркой, образно выразительной конструкцией, как будто завернутой в ленты телетайпа. Проект Щусева стал объективно лучшим на конкурсе, что дало повод членам МАО утверждать свою лояльность к новейшим исканиям в архитектуре и перехватить на время инициативу у лидеров конструктивизма— Моисея Гинзбурга и Александра Веснина.
Но и здесь случилась неожиданная развязка: заказчик отдал предпочтение традиционному стилизаторскому проекту Ивана Рерберга, который и был реализован на улице Горького в Москве.
3. Мост в Стамбуле
В 1935 году Щусев принял участие в конкурсе на проектирование моста Ататюрка в Стамбуле. На рисунке, выполненном художником Евгением Лансере, представлено впечатляющее инженерное сооружение длиной почти 500м, изящно перекинутое тремя пролетами через бухту Золотой Рог. Высокие пилоны при въездах на мост в традициях классицизма увенчаны многофигурными скульптурными группами и египетскими обелисками.
4. Комплекс зданий Академии наук СССР в Москве
Осмыслению масштабного ансамбля Академии наук СССР Алексей Щусев посвятил почти 14 лет. Долгий процесс начался с победы в предварительном конкурсе, но после этого неоднократно менялись и проектное задание, и местоположение будущего сооружения, и художественно-стилистические установки в архитектуре. Работа по проектированию комплекса объектов Академии наук, подобно затянувшемуся возведению Казанского вокзала (около 30 лет), со временем приобрела для зодчего личное значение.
Согласно первоначальному замыслу 1935 года, ансамбль академических зданий должен был находиться между Нескучным садом и Ленинскими (Воробьевыми) горами. Главное здание— Президиум— предполагалось окружить комплексом построек: научных институтов, лабораторий, музеев, библиотеки.
Однако уже в 1936 году было принято решение отвести для главного здания академии, которое мыслилось как одно из ключевых сооружений советской столицы, участок на Крымской набережной напротив планируемого Дворца Советов и парка культуры и отдыха. Эскизный проект был одобрен на сессии Академии наук, однако поиск его образа продолжался даже после начала строительства в 1939 году.
Великая Отечественная война приостановила этот процесс, но после ее окончания совершенствование проекта под руководством Алексея Щусева продолжилось. Новые варианты развивают композиционные идеи московских высотных зданий, проектирование которых велось в этот период. Неизменным остается образ конференц-зала, перекрытого грандиозным куполом.
Идеи Алексея Щусева, предлагавшиеся для главного здания Академии наук, в итоге не были воплощены. Однако некоторые из найденных мастером композиционных и художественных решений были применены при разработке зданий академических институтов на Калужском шоссе.
5. Маяк-памятник Колумбу в Санто-Доминго
В 1923 году на конгрессе Панамериканских государств было принято решение о возведении на побережье Доминиканской республики маяка-памятника, посвященного Христофору Колумбу. В 1928 году был объявлен первый тур международного конкурса, в котором приняло участие 455 архитекторов из 48 стран. Среди них были и архитекторы из СССР: Константин Мельников, Николай Ладовский и Алексей Щусев.
Проект Щусева разительно отличался от остальных своим смелым авангардным решением и ярким оформлением: на черном фоне контрастно выделяются сами постройки— супрематическая игла маяка и уравновешивающая ее сфера с могилой Христофора Колумба. Лестничные марши дополнены тумбами, что превращает силуэт лестницы в силуэт ступенчатой пирамиды— распространенной формы в мезоамериканской архитектуре. Щусев также дополнил постройки орнаментами и рельефами, характерными для искусства коренных народов Америки, тем самым отразив характерное для его творчества стремление сохранять историческую память места.