Модернизм — явление, навсегда изменившее архитектуру, искусство и литературу — нашел новое воплощение в одном из жилых комплексов столицы. Разбираемся, как революционный стиль возродился в современном строительстве
Модернизм— масштабное движение ХХ века, которое отрицало устоявшиеся нормы, жанры и формы и посвящало себя поиску нового видения мира, нового искусства. Модернизм утверждал радикальные художественные принципы, требовал обновления, что видно даже по его названию. Кажется, что стиль прошлого века не назовешь по-настоящему новым, однако принципы модернизма находят свое отражение и в современном столичном строительстве. Разбираемся, почему в XXI веке люди заново открыли для себя модернизм и за что полюбили этот стиль с новой силой.
Функциональность: каждый метр с пользой
Модернизм стал во многом революционным течением, распространившимся на все виды искусства, включая архитектуру. Масштабное движение оказалось следствием индустриализации и технологического рывка, совершенного человечеством в ХХ веке. Культура не могла игнорировать перемены и стала отвечать на них новыми формами и концепциями. В результате модернизм в архитектуре вытеснил прежние течения и надолго предопределил облик городов: они стали выглядеть ярче, динамичнее и интереснее.
Одним из главных направлений модернизма в архитектуре стал функционализм, зародившийся в Германии и Нидерландах. Целью функционализма было объединить концептуальность и утилитарные задачи построек, удовлетворить практические потребности их жильцов. Принцип проектирования таких зданий строился от функции к форме, а не наоборот.
Яркий пример— жилой комплекс «Беллависта» в городе Клампенборг в предместьях Копенгагена. Проект архитектора Арне Якобсена возводили с 1931 по 1934 год. В комплексе из трех двух-трехэтажных корпусов расположилось 68 квартир. Здесь функциональная составляющая оказалась переплетена с эстетической: Якобсен так хитро разместил U-образные корпуса, что из каждой квартиры открылся вид на море, а кажущиеся простыми белые стены так играют тенями на солнце, что в зависимости от времени суток «Беллависта» выглядит по-разному. Впрочем, главной удачей Якобсена стоит признать балконы, утопленные в контур дома,— решение, новаторское для 1930-х и до сих пор выглядящее свежо. Ступенчатое расположение балконов, заглубленных в дом, не только позволило получить жителям персональный кусочек улицы под крышей, но и помогло не нарушить вид из окон для соседних квартир.
Продолжателем функционального подхода в современной Москве станет жилой комплекс премиального класса MOD, который расположится в десяти минутах езды на автомобиле от Цветного бульвара. Квартирам MOD не характерны малополезные углы или асимметричная геометрия, благодаря чему даже небольшие лоты будут вместительными и удобными для жизни.
Функциональность в архитектуре модернизма свойственна не только жилым пространствам, но и общественным. Проследить это можно по оснащенности лобби комплекса MOD— здесь будут зоны для гостей с мягкой мебелью, оснащенные кофе-поинтами читальные зоны, точки зарядки для гаджетов, гостевые санузлы, колясочные комнаты и лапомойки для собак. Ярким примером функциональности стоит признать общественную jazz-гостиную: пространство в стилобате MOD, где днем можно посидеть с книгой или поработать в тишине, а вечером устроить концерт либо посиделки с друзьями в трансформируемой зоне со сценой и местами для зрителей.
Простота: красиво без украшательств
Второй важный принцип модернизма в архитектуре— простота и новаторство форм без лишних украшений. В дизайне зданий правит минимализм, простые линии сочетаются с обилием света. Отрицая заветы прошлого с вензелями и лепниной, архитекторы-модернисты стремились к ясности и четкой геометрии.
Эталонным образцом эстетики модернизма в архитектуре считается творение немецкого архитектора Людвига мис ван дер Роэ— выставочный павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, проходившей в 1929–1930 годах. Эффектная конструкция без замкнутых помещений и дверей состояла из асимметричных стен, выполненных из оникса, травертина и зеленого мрамора, а также стальных хромированных стоек. Внутри пространство разделяли светопрозрачные дымчато-серые и зеленые стеклянные перегородки, окружали павильон два бассейна.
В дизайне Людвига мис ван дер Роэ воплотился важный принцип архитектуры модернизма— дорогие и качественные материалы в сочетании с нестандартными формами сами по себе выступают достаточным украшением и не нуждаются в дополнениях. Поэтому на выставке Германию представляло само строение как арт-объект.
Еще один пример эстетики модернизма— творчество финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Ведущий представитель течения в Северной Европе считал, что здание должно быть единым произведением искусства, поэтому не просто создавал проект дома, но сразуже продумывал детали— от цвета поверхностей до фурнитуры и мебели. В итоге каждая работа мастера представляла собой торжество новой красоты, которой подчинялись даже самые обыденные предметы обихода.
Важное творение Аалто— библиотека в Выборге, построенная в 1933–1935 годах. Здание отличается обилием естественных материалов в интерьерах. Изюминка библиотеки— волнообразный потолок лекционного зала, созданный для лучшей акустики. Еще одна дизайнерская находка— окна читального зала. Круглые отверстия расположены в потолке, чтобы естественный свет струился сверху. При этом стены зала полностью лишены окон, за счет чего подчеркивается кубическая форма конструкции.
Модернизм современного толка продолжает эти идеи: стремится к ярким формам и эстетичности, но не увлекается бесполезными деталями. Например, отделку фасадов трех строгих башен жилого комплекса MOD высотой от 44 до 55 этажей выполнят из натурального камня— таких проектов в столице прежде не было. А у двух клубных домов будут иные пропорции, контрастирующие с обликом башен. По задумке архитекторов из бюро Kleinewelt Аrchitekten, у этих зданий будет необычная «подвижная» геометрия, их фасады облицуют панелями из натуральной меди и латуни.
Идея о красоте без лишних деталей отражена и в благоустройстве придомовой территории квартала с четким зонированием и круглогодичным озеленением. Ландшафтный дизайн с арт-объектами удивляет извилистостью форм и необычными решениями. Например, в центре двора построят мост закругленной формы со смотровой площадкой. Еще одно нестандартное решение— использование стилобата как второго приватного уровня благоустройства. На нем расположатся зоны отдыха в тени и на солнце в окружении кустарников и цветущих трав.
Технологичность и рациональность: все для людей
Архитекторы-модернисты в своей работе делали ставку на наиболее современные материалы и конструкции. При этом все решения они подчиняли принципу рациональности, осмысленности строительства. Показательный пример— работы первопроходца рационализма в архитектуре Луиса Генри Салливана. Он первым разработал концепцию высотных зданий, экспериментируя с пропорциями и ритмикой. В своих творениях использовал прочные и легкие каркасы из стальных балок— важную новинку в строительстве конца XIX века. Колонно-каркасная конструкция позволила архитектору не только возводить высотные здания, но и сделать более крупные окна, чтобы впустить в помещения больше солнечного света.
Ярким образцом подхода Луиса Генри Салливана стало Гаранти-билдинг в городе Буффало штата Нью-Йорк. 13-этажное здание возвели в 1896 году. По плану архитектора, первый этаж с большими витринными окнами должны были занять отделения банков и магазины. Остальные пространства оборудовали под офисные помещения разных размеров и планировок, а верхний и подземный этажи полностью заняли технические установки, в том числе массивные лифтовые механизмы— радикальная инновация для конца XIX века.
Акцент на новые технологии строительства делал и австрийский архитектор Рихард Нёйтра. Образцом такого подхода стал знаменитый Дом Ловелла, построенный в Лос-Анджелесе в 1929 году для врача-натуропата и журналиста Филиппа Ловелла и его семьи. При строительстве компактного частного дома мастер использовал стальную конструкцию, которая обычно применялась в высотных зданиях. Конструкцию закрепили натяжными тросами, что позволило «подвесить» дом на склоне крутого обрыва так, чтобы здание было безопасным для жильцов и при этом открывало роскошные виды на город. В проектировании дома Нёйтра исходил из стиля жизни своих заказчиков, увлеченных нетрадиционной медициной. В здании, которое также называют Домом здоровья, предусмотрели отдельные места для солнечных ванн, веранды для сна и спортивный зал под открытым небом.
Сегодняшним застройщикам доступны не только новейшие технологии, но и прогрессивные инженерные решения, улучшающие жизнь людей. Например, высокоскоростные лифты с минимальным уровнем шума, развитая система безопасности, технология «Умный дом» (18+), бесшовное покрытие Wi-Fi— все эти технологии будут доступны жителям комплекса MOD. Разумеется, окна здесь сделаны панорамными, чтобы не нарушать вид на город— аккурат по заветам Салливана и Нёйтры. А потолки высотой до 4,8 м позволят резидентам MOD почувствовать себя продолжателями идей Ловелла с его солнечными ваннами и единением с природой. Планировки квартир и дизайн интерьеров для клубных корпусов MOD.S и MOD.R— авторские, их сделали в международном дизайн-бюро Leyla Uluhanli. А в корпусе «Камю» за интерьеры отвечает дубайский офис дизайн-студии 1508 London.
Здравый подход к архитектуре отражается и в особом внимании к ежедневной жизни резидентов. Здание, созданное по заветам модернизма, должно быть полезным для своих обитателей. Реализовать этот принцип в MOD удалось за счет насыщенной инфраструктуры, которая включает в себя детский сад, фитнес-центр, бассейн, ресторан. Для взрослых на территории квартала появятся приватные зоны отдыха и места для занятий спортом, а для детей— две игровые площадки.
Модернизм— движение ХХ века, которое заложило основы современного искусства. Хотя формально стиль существовал до середины прошлого столетия, его отголоски заметны до сих пор— в прогрессивных романах, необычных картинах и ярких архитектурных объектах, один из которых скоро появится в Москве.
Проектная декларация
Застройщик ООО «Специализированный Застройщик «Роща»
Реклама. ООО «Специализированный Застройщик «Роща», erid: 4CQwVszH9pWvp5Wcj2 °C
Авторы