Минтруд предложил законодательно закрепить правила борьбы с невыплатой зарплаты Минтруд предложил создать механизм «оперативного контроля» за погашением задолженности по зарплате перед работниками. Из разработанного ведомством законопроекта следует, что этим вопросом должны заняться спецкомиссии в регионах
Минтруд вышел с инициативой ввести механизм «оперативного контроля» за погашением просроченных долгов по зарплате, а также проведения мероприятий по их профилактике. Ведомство разработало соответствующие поправки в Трудовой кодекс (законопроект есть у РБК, его подлинность подтвердилидва источника, знакомых с содержанием). Предполагается, что таким механизмом станут региональные межведомственные комиссии с участием представителей Минтруда, ФНС, Роструда и других ведомств.
«Высокая социальная значимость принятия оперативных мер по погашению задолженности по зарплате требует, с одной стороны,незамедлительного реагирования территориальными органами Роструда <…>, с другой— проведения комплексной межведомственной работы по недопущению их возникновения на региональном уровне»,— объясняется в пояснительной записке необходимость создания комиссий.
Региональные комиссиисозданы и работают во многих субъектах, сообщили РБК в Минтруде.«Определение их полномочий и статуса в Трудовом кодексе позволит более эффективно выстроить процесс межведомственного взаимодействия на основе единой правовой базы и с учетом лучших региональных практик», — надеются в ведомстве.При этом комиссии не наделяются полномочием по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляет Роструд, уточнили там.
Какие полномочия получат комиссии
Минтруд предлагает дополнить Трудовой кодекс (ТК) ст. 158.1 «Основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в Российской Федерации». К таковым ведомство относит мониторинг просрочек, их профилактику, привлечение нарушителей к ответственности, проведение разъяснительной работы.
Для координации деятельности различных уровней власти по противодействию появлению просроченной задолженности по зарплате «высшими исполнительными органами субъектов формируются межведомственные комиссии», следует из законопроекта. В их состав войдут, в частности, представители территориальных органов Минтруда, Минэкономразвития, ФНС, Роструда, Росреестра, внебюджетных фондов, а также объединения профсоюзов и работодателей.
Комиссия получит следующие полномочия:
Программа развития РБК Pro Успешные переговоры: новый навык Успешное ведение переговоров Какие хитрости легендарных мошенников пригодятся вам во время переговоров Вопросы, которые управляют переговорами: как задать и что ждать в ответ Как вести себя с разными типами переговорщиков «Тоже мне профессионал»: 10 жестких приемов манипуляторов на переговорах Хороший сценарий: что мешает взять под контроль свою судьбу
- принимать меры по погашению просроченной задолженности по зарплате и координировать мероприятия по ее профилактике в регионах; осуществлять информационное взаимодействие с органами власти всех уровней и гражданами для выявления фактов просроченной задолженности (в том числе запрашивать у ведомств информацию по этому вопросу— конкретный перечень доступных комиссии данных должно будет определить правительство); готовить предложения для высшего исполнительного органа субъекта о принятии региональных программ по борьбе с долгами по зарплатам; заслушивать руководителей организаций, в которых выявлены факты образования долгов по зарплате, а также риски теневой занятости.
Кроме того, законопроект предполагает, что Роструд будет вести общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты просроченной задолженности по зарплате.
По данным Росстата на 1 октября, просроченная задолженность по зарплате в России составила 375,9 млн руб. (против 942 млн руб. годом ранее). Наибольший размер долгов был зафиксирован в отрасли водоснабжения и водоотведения, а также в транспорте и строительстве.
«Объем просроченной задолженности, сложившийся на 1 октября 2023 года, составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности»,— отмечается в докладе «Социально-экономическое положение России».
Ранее в Минтруде предлагали ужесточить правила выплаты компенсации сотруднику за задержку зарплаты. По действующему законодательству, работодатели обязаны платить компенсацию лишь в случае, если зарплату начислили, но не выплатили вовремя. А если плату не начислили вовсе, то и компенсацию работнику не выплатят. В связи с этим Минтруд предложил внести поправки в ст. 236 ТК и уточнить в этой норме, что работодатель обязан выплачивать проценты с момента, когда сотрудник фактически должен был получить деньги. При нарушении срока выплат компенсация за каждый день задержки составит минимум 1/150 ключевой ставки.
Возможный эффект от комиссий
Создание специализированных комиссий в регионах не является элементом трудовых отношений, поэтому предложение Минтруда формализовать их деятельность именно в Трудовом кодексе вызывает вопросы, отмечает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Кроме того, во многих регионах уже сложилась своя практика работы подобных комиссийи излишняя регламентация может снизить их эффективность, указывает он.
По мнению Сафонова, в российском законодательстве существуют все необходимые институты для контроля за проблемой просроченной задолженностии ее текущий объем говорит о том, что они работают нормально: даже в кризисные периоды прирост долгов по зарплате невелик. Для полного устранения этой проблемы необходимо повышать бюджетную дисциплину (частично задолженность возникает из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней), а также более тщательно анализировать цепочку неплатежей, полагает Сафонов.
Работа спецкомиссий по борьбе с просрочками моглабы дать полезный эффект при должном выполнении своих функций, полагает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
«На текущийже момент к должникам применима в основном административная ответственность (ч. 6 ст. 5.27 КОАП). Сначала компания получит предупреждение, в случае отсутствия реакции по решению проблем с выплатами задержанной заработной платы последует штрафная санкция. Для юрлиц— от 30 тыс. до 50 тыс. руб., должностные лица будут наказаны штрафом в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.»,— напоминает он.
Если зарплата не выплачивается свыше трех месяцев, возможно наступление уголовной ответственности и лишение свободы сроком до года (ст. 145.1 УК РФ), говорит юрист. Работникже при задержке более 15 сутокимеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу до выплаты долга, резюмирует эксперт.