Финальная европейская встреча в верхах, намеченная на эту неделю, балансирует на грани провала: обозначенные цели за истекшие 365 дней не были не то что не выполнены — выбранный путь привел к последствиям, от которых в тихом ужасе пребывают даже главные застрельщики.
Краткие сводки о работе институций европейского блока читаются как капитуляция перед лицом практически любых вызовов — что в политике, что в экономике.
Ситуация настолько плохая, что глава Евросовета Шарль Мишель вынужден был ужать до минимума свой визит в Пекин, а Макрона отрядили в очередной раз охмурять венгерского премьера, который вполне открыто говорит, что начало возможных переговоров с Украиной по поводу ее гипотетического членства в Евросоюзе убьет и саму идею евроинтеграции, а первой жертвой станет сельхозполитика стран блока.
Ну а одним из тезисов, объясняющих позицию Будапешта, стала, как отметил Орбан, внутриполитическая ситуация, созданная Киевом. «Украина одна из самых коррумпированных стран в мире», — заявил он. Сказал как отрубил.
Венгерская позиция может обнулить все усилия и всю активность многочисленных брюссельских «людей в сером», как и высших бонз объединенной (пока еще?) Европы, и привести к глубочайшему кризису европейской внешней политики. А если учесть, что нынешнему руководству ЕС осталось жить совсем недолго, до мая, до выборов в Европарламент, можно себе представить, как в больших и малых кабинетах сейчас подгорает. В прямом и переносном смысле.
Французская пресса о рабочем ужине венгерского премьера и французского президента сообщала практически сквозь зубы. Ну как же, Париж, у которого раньше иногда получалось уламывать несогласных, сегодня выглядит совсем без порток, но еще в шляпе.
Вторая экономика ЕС буксует, если не отдает концы, и взамен на возможное осторожное согласие Будапешта Парижу нечего было бы предложить, кроме лозунгов. И если за Орбаном — большинство избирателей, его поддерживающих, то за Макроном — постыдные для политика такого уровня 28 процентов «одобрямсов». Так что баланс сил явно не в пользу хозяина Елисейского дворца.
Итоги разговора для Макрона, если бы французские массмедиа давали точные оценки, справедливо назвать катастрофическими.
Париж может сколько угодно «подтверждать поддержку Киева» в деле достижения «европейской мечты», но это словеса, которые, скорее всего, разобьются на этой неделе о будапештское вето.
Киевская «европейская мечта» разбивалась о позицию Венгрии еще весной, и, главное, на арене был все тот же Макрон. Ему не удалось изменить позицию Орбана в марте, не получилось ничего и сейчас.
Однако в Брюсселе неважно (а если точнее, очень плохо) не только с политическим проукраинским активизмом, не достигающим результата, но и с финансовыми ресурсами помощи Украине. Денег нет. Их нет настолько, что Испания выдвинула новое (вернее, очень уже старое) предложение о конфискации наросших на замороженные российские авуары процентов.
Эта идейка, от которой за версту несет обычным грабежом, вызвала очередной скандал на встрече послов стран — членов блока. На заседании многие присутствующие буквально потеряли дар речи, когда Мадрид объяснил, как будет круто, если полтора десятка миллиардов евро, которые украдут у России, окажутся заверстанными в новый пакет помощи Киеву.
После того как благородные доны пришли в себя после обморока, присутствующие грубо послали Мадрид в «райский сад». И это — тоже единственный итог дискуссии.
Итак, результаты внешней политики ЕС в течение этого года, чтобы там ни говорили специально обученные и прикормленные люди, следующие:
- Катастрофа в экономике — волна деиндустриализации, которая первой накрыла Германию. Следующая на очереди — Франция, а дальше эффект домино не заставит себя ждать в менее богатых странах.
- Катастрофа со снабжением энергоносителями. Декабрь, пусть и температурами европейскими, заставил распечатать те самые хранилища, которые «наполнены на 90 процентов». И насколько при грядущих холодах хватит запасов в реальности, а не на бумаге — сегодня не может сказать никто.
- Катастрофа в отношениях внутри ЕС, где Брюссель ведет себя как женщина, переживающая менопаузу. То прилив, то повышенная потливость, то дерготня, то паника, и никакая гормонозаместительная терапия не помогает снять симптомы.
Саммит, который должен был продемонстрировать триумф «идей евроинтеграции Украины» — и это можно предсказать с высокой долей вероятности — станет поводом очередной общеевропейской свары, где нет ни общих интересов, ни общих идей.
Фиаско, о котором знали заранее, но которое предотвратить уже невозможно.