Вместе с экспертами рассказываем, с помощью каких акций девелоперы поддерживают спрос на новостройки после повышения Центробанком ключевой ставки
Центробанк России повысил ключевую ставку с 7,5% до 8,5% годовых. Решение отразится на российском рынке недвижимости и на величине ставок по ипотечным кредитам. На фоне повышения ключевой ставки и ужесточения требований ЦБ прекратила свое существование субсидированная ипотека от застройщика по околонулевым ставкам. Регулятор также повысил требования к первому взносу по ипотеке.
Вместе с экспертами выяснили, как рынок жилья реагирует на такие изменения и с помощью каких инструментов поддерживается спрос на жилье.
Кешбэк за покупку жилья
На рынке жилья активное распространение получает кешбэк от застройщиков— возврат небольшого процента от стоимости покупки, говорит управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. По словам эксперта, это сравнительно новое явление на рынке, кешбэк предлагают не более 15–17% застройщиков. В подавляющем большинстве возврат средств за покупку квартиры напоминает завуалированную скидку. Застройщик возвращает деньги, которые можно потратить только в рамках проекта. Например, можно использовать кешбэк при покупке парковочного места или кладовой, говорит эксперт.
Однако на рынке недвижимости появляются новые варианты кешбэка. Например, до 30 сентября этого года в «Сбере» действует программа для покупателей квартир в новостройках «Спасибо за квартиру». Эта акция распространяется как на строящиеся, так и на сданные объекты. По условиям программы клиенты, оформившие ипотеку на новостройку на «Домклик», получат до 4% ежемесячного платежа бонусами от «СберСпасибо», а также дополнительную скидку на квартиру (до 3%) от застройщика. Бонусы будут начисляться за каждый ежемесячный платеж по ипотечному договору в течение двух лет. Для того чтобы принять участие в программе, пользователям необходимо оформить заявку на ипотеку на новостройку на «Домклик» и заключить кредитный договор в течение 90 дней после одобрения заявки.
Еще одну акцию— кешбэк баллами «Плюса» за приобретение жилья — запустила платформа «Яндекс Недвижимость». Те, кто приобрел недвижимость, смогут вернуть баллами не менее 1% от стоимости квартиры. Эти баллы можно будет использовать на покупку мебели, строительных материалов или других необходимых после приобретения квартиры вещей.
Скидки и подарки по-прежнему популярны
Одним из основных инструментов поддержания спроса, который привлекает максимум покупателей, остается прямая скидка. Какие-то опции вроде подарков без дополнительной мотивации, по нашим наблюдениям, работают существенно хуже, говорит генеральный директор компании «Бест-Новострой» Виктория Григорьева. По словам эксперта, хорошо «играет» на рынке жилья комбинирование различных скидок, когда общий размер позволяет ощутимо сэкономить.
На первичном рынке жилой недвижимости скидки предоставляются в 70–80% проектов, средний размер дисконта составляет 5–10%, а максимальный достигает 30%. Так, после повышения Центробанком ключевой ставки скидки на квартиры до 25% с дополнительным дисконтом 5% действуют в проектах девелопера Level Group, добавляет руководитель отдела аналитики и консалтинга «НДВ Супермаркет Недвижимости» Елена Чегодаева.
Иногда классические скидки на первичном рынке приобретают необычные формы. Девелоперы объявляют адресные скидки, которые охватывают только определенную часть целевой аудитории, замечает Руслан Сырцов. В качестве примера эксперт приводит ГК «Основу», которая предлагает в своем апарт-комплексе в пешей доступности от Московского физико-технического университета (МФТИ) повышенный дисконт студентам, выпускникам, сотрудникам и преподавателям этого университета.
По словам Елена Чегодаевой, ГК ФСК предоставляет скидки на квартиры до 25%. Кроме того, дополнительную скидку 2% можно получить при покупке второй и последующей недвижимости. Также застройщик ввел акцию «Назови свою цену», которая действует в ряде проектов на квартиры без дисконта на сайте.
Эксперты говорят, что привычные скидки могут быть заменены на подарки от девелопера. Например, в городском квартале от застройщика АО «Специализированный застройщик «МССЗ» покупатели квартир с террасами могут выбрать либо дисконт 12%, либо два бесплатных машино-места.
А покупатели квартир в новостройках от MR Group могут стать участниками программы MR Club. Партнеры девелопера предоставляют клиентам подарки и дисконты для проведения ремонта, меблировки, приобретения бытовой техники, заказа бытовых услуг и посещения ресторанов, резюмирует Руслан Сырцов.
Популярность трейд-ин невысока из-за льготной ипотеки
На современном рынке жилья трейд-ин могут позволить себе только крупные застройщики. Но пока они не все предлагают данную опцию, поэтому трейд-ин есть куда расти, отмечает Виктория Григорьева.
Популярность набирают и различные вариации трейд-ин, с помощью которого поддерживается спрос. Эта услуга подразумевает, что имеющаяся у покупателя новостройки квартира идет в счет оплаты будущего жилья.
По словам экспертов, сейчас распространена услуга трейд-ин с проживанием. Ее используют примерно 15% покупателей, говорит Руслан Сырцов. По словам эксперта, это связано, прежде всего, с популярностью льготных ипотечных программ. Чтобы повысить популярность трейд-ин, некоторые застройщики предлагают забронировать понравившуюся квартиру на срок до 90 дней. За это время сотрудники компании помогут реализовать старое жилье на рыночных условиях, а полученные средства пойдут на приобретение новостройки, говорит Сырцов.