Сюжет Новые законы в России Госдума одобрила в первом чтении проект федерального бюджета на 2025–2027 годы, который впервые за пять лет «структурно сбалансирован». В проекте заложены рекордно низкие нефтегазовые доходы и существенный рост ненефтегазовых
Госдума в среду, 24 октября, приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. «За» проголосовали 314 человек, «против»— одинчеловек, 78 депутатов воздержались от голосования (фракция КПРФ).
По словам министра финансов Антона Силуанова, представлявшего в Госдуме проект документа, «бюджет сбалансирован». «Это позволяет нам иметь небольшие дефициты бюджета: в 2025 году— 0,5% ВВП; в последующие годы, в 2026 и 2027 годах,— с небольшим ростом. В целом дефицит будет находиться на уровне около 1% [ВВП], что абсолютно не влияет на макроэкономическую устойчивость»,— отметил Силуанов.
Об основных параметрах бюджета
Первичный структурный дефицит бюджета, то есть, по сути, мера повышенных расходов относительно нормального бюджетного правила, в 2024 году прогнозируется на уровне 3,1 трлн руб., а с 2025 года Минфин запланировал перейти к первичному структурному балансу, то есть нормализовать бюджетную политику.
Впервые как минимум с 2019 года составленный бюджет «структурно сбалансирован»: в 2025 году расходы (41,5 трлн руб.) в точности должны быть равны сумме ненефтегазовых доходов (29,4 трлн руб.), базовых нефтегазовых доходов (то есть рассчитанных исходя из цены нефти $60 за баррель— 9,1 трлн руб.), расходов на обслуживание госдолга (3,2 трлн руб.) и разности между предоставлением и погашением внутригосударственных бюджетных и межгосударственных кредитов (минус 0,2 трлн руб.).
В 2022–2024 годах бюджет на фоне санкционного давления и адаптации экономики исполнялся со структурным первичным дефицитом: расходы были выше указанной суммы— совокупно более чем на 10 трлн руб. за этот период. К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики, далее— как минимум до 2030 года— дефицитов на структурном первичном уровне не предусмотрено, пояснял Минфин. Силуанов говорил РБК, что структурно сбалансированный бюджет— это вклад правительства в возможность смягчения денежно-кредитной политики Банка России в перспективе.
Доходы бюджета в 2025 году запланированы в объеме 40,3 трлн руб., что на 20% больше объема, заложенного на 2025 год действующим трехлетним законом. В 2026 и 2027 годах запланирован постепенный рост доходов до 41,8 трлн и 43,1 трлн руб. соответственно. Расходы бюджета прогнозируются в объеме 41,4 трлн руб. в 2025 году, 44 трлн руб. в 2026 году и 45,9 трлн руб. в 2027 году.
В проекте бюджета в 2025 году на нефтегазовые доходы будет приходиться 27,1% общих доходов, что станет в таком случае минимумом по крайней мере с 2006 года (по итогам 2024 года нефтегазовые доходы бюджета должны составить 31,3% всех доходов). В свою очередь, ненефтегазовые доходы к 2027 году могут достичь 33 трлн руб., или 77% всех доходов. В пояснительной записке к проекту бюджета говорится, что рост ненефтегазовых доходов связан в том числе с повышением налоговых ставок.
«Что важно в бюджете? То, что мы снижаем зависимость от нефти и газа. И ненефтегазовый дефицит (дефицит без учета нефтегазовых доходов.— РБК) сокращается. Сегодня он составляет около 7,5% ВВП, в следующем году этот параметр составит 5,6%, а к концу трехлетки— 5%. Таких показателей ненефтегазового дефицита мы давно уже не видели»,— отметил Силуанов. Он добавил, что такие показатели были в 2018–2019 годах, что дает основания говорить «об устойчивости бюджета вне зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры».
Исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом в размере 1,7 трлн руб., или 0,5% ВВП, в 2025 году;2,2 трлн руб., или 0,9% ВВП, в 2026 году; и 2,7 трлн руб., или 1,1% ВВП, в 2027 году. Общий дефицит не противоречит сбалансированности на первичном уровне, которая определяется без учета дополнительных нефтегазовых доходов, сальдо бюджетных кредитов и расходов на обслуживание госдолга.
О налоговых изменениях
В 2024 году Госдума приняла крупные поправки в Налоговый кодекс, которые начнут действовать с 2025 года. В частности, введена пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ. Минимальная ставка составит 13% (при доходе до 2,4 млн руб.), максимальная— 22% (для доходов свыше 50 млн руб.).
Также повышен налог на прибыль для компаний, применяющих общую ставку, с действующих 20 до 25%. При этом некоторые компании смогут воспользоваться федеральным инвестиционным налоговым вычетом (ФИНВ).
Ранее РБК писал, что в последней версии регулирования размер ФИНВ предложено сократить до 3% от инвестиций в машины и оборудование— по сравнению с 6%, предусматриваемыми ранее. Одновременно бизнесу, использующему федеральный вычет, будет предоставлена возможность ускоренной амортизации вложений, в отношении которых применяется ФИНВ. На финансирование ФИНВ в проекте бюджета заложено в 2025 году 150 млрд руб. В сводном заключении комитета по бюджету и налогам к проекту бюджета были приведены мнения бизнес-организаций, которые сочли этот объем недостаточным «для его полноценной работы в качестве инструмента стимулирования инвестиционной активности». Комитет по бюджету в сводном заключении указал, что в течение следующего года необходимо будет проанализировать все особенности практической реализации ФИНВ, «в том числе рассмотреть вопрос о необходимости корректировки суммы финансирования этой программы».
Как сообщалось ранее, дополнительные доходы государства от изменения налогов в 2024 году в 2025 году прогнозируются в размере 2,6 трлн руб. (по всей бюджетной системе, включая регионы). Согласно проекту бюджета, доходы от налога на прибыль в 2025 году вырастут на 2 трлн руб. относительно оценки за 2024 год, а НДФЛ— на 0,5 трлн руб.
По словам главы Счетной палаты Бориса Ковальчука, доходная база федерального бюджета будет увеличенапрежде всегоза счет налоговых новаций. «Суммарный эффект от изменений налогового законодательства оценивается в 2025 году в 3,6 трлн руб. и достигнет 6,3 трлн руб. к 2027 году»,— уточнил он.
Кроме того, с 2025 года изменяются правила применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Увеличиваются пороги, при которых предприниматели могут перейти на УСН (до 337,5 млн руб. доходов за девять месяцев года, в котором подается уведомление) и оставаться на УСН (до 450 млн руб. за год по доходам и до 200 млн руб.— по остаточной стоимости основных средств). Индивидуальные предприниматели и организации на УСН, которые получили доход более 60 млн руб., станут плательщиками НДС.
В завершение выступления перед депутатами Силуанов заявил о готовности к совместной доработке документа ко второму чтению (в ходе него общие расходы уже не могут быть увеличены, а только распределены или перераспределены). «Да, мы слышим, что что-то нужно подправить, где-то усилить приоритизацию, где-то увеличить объем ассигнований. Готовы вместе с вами поработать над поправками ко второму чтению. Готовы вместе с вами распределять те ресурсы, которые сегодня еще не поставлены для каждого субъекта, для конкретных задач. Они зарезервированы для совместного рассмотрения»,— резюмировал глава Минфина.
Депутаты, в свою очередь, включили в постановление о принятии проекта бюджета в первом чтении пункт о том, что половина средств, высвобождаемых от списания ⅔ бюджетных кредитов регионов, должна быть направлена на модернизацию сферы ЖКХ в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Эта норма должна быть оформлена ко второму чтению. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, «речь идет о более чем 600 млрд руб.». Силуанов заявил, что Минфин поддерживает это предложение.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Интересные квартиры в новостройках
Варианты на разный бюджет
Выгодные предложения
для семей с детьми
Изучить
Готовое жилье в 22кварта-
лах Москвы и области
Рассмотреть
«Серия плюс»: умные
планировки и архитектура
Разобраться
Самые популярные кварта-
лы ПИК в Москве и области
Узнать
Реклама, ПАО «ПИК СЗ»