ФНС и маркетплейсы сотрудничают, чтобы возвращать малый бизнес в «цивилизованную работу» и не доводить до «очередной налоговой амнистии», сказал глава службы Даниил Егоров. «Грязная налоговая среда» не нужна самим платформам
Интересы налоговой службы и маркетплейсов сегодня совпадают и заключаются в совместном управлении налоговыми рисками малого бизнеса, работающего на них. Об этом в интервьюРБК заявил глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров. По его словам, маркетплейсам «выгодно, чтобы вокруг них все было прозрачно».
«Например, кто-то продает один и тотже нишевый товар, доходит до предельной величины выручки по УСН (упрощенной системе налогообложения.— РБК), и тут вдруг появляется другая компания, которая удивительным образом продает тотже товар. Начинается мультипликация таких компаний… И маркетплейс может отследить это и сразу откорректировать эту историю. Потому что в противном случае начнутся доначисления, и чем они больше, тем больше риск, что представитель малого бизнеса их просто выплатить не сможет, и в итоге это приведет к банкротству компании, да еще и к уголовным последствиям»,— привел пример Егоров.
Такая ситуация не нужна самому маркетплейсу: для любой фирмы, особенно той, которая выходит на организованный рынок, иметь вокруг себя грязную налоговую среду— опасность, это в итоге ударит по самой компании, по ее бренду, убежден Егоров. Не выигрывает от этого и ФНС. «Соответственно, мы оказались в ситуации, где наши интересы совпадают. И если они смогут часть отработать на своем борту, во взаимодействии с нами, это будет хорошо. Главная задача— это управлять рисками, а не доводить до работы с их последствиями, когда мы уже вынуждены включать инструменты налоговых проверок и доначислять налоги»,— отметил глава ФНС.
В октябре Егоров сообщал, что ФНС совместно с маркетплейсами готовит пилотный проект по обмену информацией о возможном дроблении продающего на платформах бизнеса.
Глава ФНС рассказал РБК, что маркетплейсы уже «на своем борту» видят подобные искажения и могут начать корректировать поведение того или иного плательщика, если он заходит «за флажки». И хотя пока речь идет лишь о рисках таких нарушений, Егоров надеется, что их будет возможно выявить «в тех компаниях, с которыми сегодня на добровольной основе тестируемся». Сейчас на маркетплейсах работают более 600 тыс. представителей малого и среднего бизнеса, и понятно, что «у многих из них аппетиты к риску больше, чем у крупных компаний», сказал он.
«И если мы научимся работать на их платформах, это будет здорово. Мы сможем очень аккуратно маленькие компании, индивидуальных предпринимателей возвращать в нормальную цивилизованную работу и обеспечить понятные общие правила, чтобы не доводить потом до очередной налоговой амнистии»,— добавил он.
Расширение режима автоУСН
С 2025 года торговать на маркетплейсах сможет бизнес, использующий налоговый режим автоУСН, а площадки, в свою очередь, смогут передавать данные о доходах и расходах этих продавцов в налоговую, писал РБК. Технология автоУСН очень подходит под бизнес-модель работы с маркетплейсами, считает Егоров.
«Раньше, чтобы заниматься каким-то бизнесом, создавали юрлицо и пичкали в него много-много функций. А сейчас, если посмотреть, маркетплейсы на себя забрали логистику, коммуникацию с клиентом, доставку информации до клиента, доставку товаров, аналитику по твоим продажам. В этом смысле автоУСН— похожая история: он тоже забирает на себя много функций. Агентский НДФЛ переходит от юрлица на банки, налоговая вместе с банками обсчитывает финансовый результат, а предприниматель только соглашается с ним или не соглашается»,— сказал он.
По состоянию на июнь 2024 года в России насчитывалось 16,3 тыс. налогоплательщиков на автоУСН, этот режим в экспериментальном формате действует в четырех регионах страны. По словам Егорова, с 1 января 2025 года его введут у себя 32 региона, а еще два— с 1 февраля.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Готовые квартиры в новых кварталах