В соглашении между правительством России и Европейской организацией по ядерным исследованиям (ЦЕРН) сказано, что в случае разногласий сторон может быть создан арбитражный суд, заявил в интервью aif.ru главный научный сотрудник НИИ ядерной физики МГУ, доктор физико-математических наук Виктор Саврин.
«То есть эта процедура юридически прописана, и наш МИД мог бы за это взяться. Но трудно представить, как это всё реализовать, как оценить средства, вложенные в виде оборудования, различных приборов», — сказал учёный.
Он подчеркнул, что, по документам, оборудование на Большом адронном коллайдере является собственностью той страны, которая его поставила, пока эксперимент не будет завершён. То есть наши учёные, покидая ЦЕРН, могут, грубо говоря, забрать с собой оборудование российского производства.
«Но тут возникают два вопроса. Первый: где взять финансовые средства, чтобы его демонтировать и перевезти в Россию? А средства нужны немалые. Второй: что с ним дальше делать? Оно здесь никому не нужно, ведь его делали под уникальную установку. Мы у себя это оборудование нигде не сможем применить, его придётся утилизировать, просто выбросить на помойку», — отметил Виктор Саврин.
Напомним, ранее Европейская организация по ядерным исследованиям приняла решение прекратить сотрудничество с учёными из России. Около 500 наших специалистов с 30 ноября 2024 года не смогут работать на Большом адронном коллайдере (БАК) — самом мощном ускорителе частиц в мире.