Как нарушители запутывали платежи по картам, чтобы обналичить деньги Росфинмониторинг, ЦБ и ФНС вскрыли «ресторанную» схему ухода от налогов Одна из крупнейших теневых площадок с собственным шоурумом подключала рестораны и кафе к схеме с подменными кассами и терминалами для карт. Через цепочки банков деньги переводились в автосалоны и турфирмы для покупки наличных
Финансовая разведка, Банк России и ФНС выявили одну из крупнейших теневых площадок ухода от налогов, сокрытия и легализации доходов ресторанов и кафе по всей России, рассказали РБК два источника, знакомых с материалами проверки, и подтвердили в налоговой службе, ЦБ и финразведке.
Росфинмониторинг совместно с ФНС проводит расследование по факту функционирования крупномасштабной схемы, предположительно связанной с теневым оборотом денежных средств с использованием процессинговых услуг,— расчеты между участниками схемы носят непрозрачный характер, в них задействованы ряд компаний, оказывающих услуги по проведению платежей, несколько кредитных организаций, рассказали в пресс-службе финансовой разведки в ответ на запрос РБК, добавив, что схема может быть связана не только с уклонением от налогов, но и с отмыванием криминальных доходов.
«Установлены все участники схемы: выгодоприобретатели, которые уклоняются от налогов, и компании-посредники, отвечающие за техническую поддержку этой схемы»,— заявили РБК в ФНС.
Как работает «ресторанная» схема
Законный порядок зачисления денег от клиентов, расплачивающихся в кафе банковскими картами, предполагает зачисление выручки напрямую от обслуживающего ресторан банка на расчетный счет самого ресторана. В этом случае выручка и налоговые обязательства ресторана декларируются в полном объеме, сказали РБК в пресс-службе ФНС.
Но при использовании выявленной схемы платеж проходил через терминал, не принадлежащий ресторану.
«Для усложнения отслеживания платежей и затруднения вычисления клиентов теневой площадки платеж проходит через цепочку как минимум из трех кредитных организаций, а на входе и на выходе денежного потока искусственно включены две процессинговые компании, выполняющие функции по запутыванию платежей. При этом денежный поток, идущий от ресторанов, в значительной части приходил к компаниям, не имеющим к ресторанному бизнесу никакого отношения, но генерирующим стабильный поток наличности. То есть безналичные деньги от ресторанов на каком-то этапе менялись на неинкассированную наличность»,— объяснили в налоговой службе.
«Шоурум» и подменные кассы
На этапе запуска схема нуждалась в продвижении, но с наработкой клиентуры сами рестораны стали искать возможность к ней присоединиться, рассказал источник РБК в контрольных органах, ссылаясь на свидетельства участников рынка, вовлеченных в махинации. По его словам, организаторы схемы открыли «шоурум», где желающие по предварительной договоренности могли «ознакомиться с оказываемыми услугами».
«Шоурум» находился в Москве недалеко от «Проспекта Мира». Там происходило общение и подписывались бумаги: на аренду подменных касс, эфемерные информационные услуги и теневой эквайринг. Тамже помогали установить приложение, благодаря которому можно было отслеживать и управлять скрытой выручкой»,— сказал собеседник РБК.
Затем в ресторан приезжали технические специалисты для настройки POS-терминалов и кассы. Используя данную схему, можно было скрыть выручку, полученную при оплате банковскими картами, а через приложение решить, что с ней сделать дальше: выдать серую зарплату сотрудникам, обналичить, перевести в криптовалюту. В случае расторжения договора все полученное оборудование забирали, а личный кабинет в приложении блокировали, отметил источник.
Банк России подтвердил РБК случаи недобросовестного использования эквайринговых услуг нескольких кредитных организаций предприятиями общепита.
«В частности, ряд кафе и ресторанов использовали для приема оплаты от своих клиентов терминалы безналичной оплаты и контрольно-кассовую технику, оформленные на третьих лиц. Это позволяло им не зачислять денежные средства на свои счета, а перенаправлять их на счета туристских компаний и крупных автосалонов для покупки у них наличной торговой выручки либо переводить на счета физических лиц»,— рассказали в пресс-службе ЦБ. «В настоящее время в результате мер, принятых совместно Банком России и ФНС, проведение таких операций кредитными организациями практически прекращено»,— добавили там.
Банк России оценивал, что в первом полугодии 2022 года 21% всего потребления теневых финансовых услуг, включая обналичивание, приходился на сектор услуг (более подробной разбивки ЦБ не приводит), лидирует строительство с 40%.
Чтобы теневая схема не привлекала внимания из-за расхождений данных кассы и расчетного счета, ресторанам предоставлялась подменная касса для неучтенной выручки, говорит представитель ФНС. «Специальные процессинговые центры путают движение денег и подменяют в пределах определенного диапазона номер терминала и id торговой точки. В результате даже банки, которые обслуживают эти терминалы, получают искаженные данные, и только владелец подставных терминалов знает точные номера нужных ему операций»,— описывают схему в налоговой, добавляя, что эта схема позволяла ресторанам и кафе платить серую зарплату, а также держать финансовые показатели на уровне, необходимом для получения налоговых льгот и права не платить НДС.
Какими льготами пользуется общепит в 2022 году
Главной целью предоставления преференции для государства было обеление рынка труда в этом сегменте, говорил замминистра финансов Алексей Сазанов. «Здесь мы уже видим положительный результат— за первые пять месяцев фонд оплаты труда у участников эксперимента вырос на 50%, а количество работников— на 24%. Предварительно уже можно говорить об эффективности этой меры»,— заявлял он.
«Много ходило всяких жуликов: «давайте будем играть вот в это»
Когда государство и бизнес договорились о налоговых льготах, группа рестораторов, которая над этим работала, дала обещание, что рынок будет «честно и нормально работать», отмечает основатель Novikov Group Аркадий Новиков. Льготы позволили бизнесу «немного вздохнуть», но часть рестораторов «умудряются делать левые схемы: ставят дополнительные терминалы, скрывают налоги, что дает им преимущество перед теми, кто работает полноценно и честно», сказал РБК Новиков.
По его словам, конкуренция на ресторанном рынке в России высокая, а бизнес, который пользуется такими схемами, имеет больше доходности, может нелегально платить зарплату, у них есть преимущество перед теми, кто платит все налоги,— в итоге честные рестораторы теряют деньги. «У меня есть опыт работы за границей— там у людей даже в мыслях нет, что надо где-то что-то укрыть или не платить. Мы должны, в конце концов, становиться цивилизованными, а сейчас нам дали возможность работать по-человечески»,— резюмирует Новиков.
«Рано или поздно любая халява заканчивается, какбы она ни называлась— налоги, аутстаффинг [вывод персонала за штат] и много чего еще. Много ходило всяких жуликов: «давайте будем играть вот в это»— и мы всегда отвечаем, что рано или поздно эта история приведет к печальным последствиям»,— скептичен соучредитель Torro Grill Антон Лялин.
Основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов тоже признает, что схема с проводкой платежей через агентов создала плохую ситуацию на рынке. «Ресторан, который уходит от налогов, может держать цены ниже, чем соседний, демпинговать, поэтому рынок заинтересован, чтобы таких схем не было вообще»,— резюмирует он, замечая, что для части рестораторов такая схема могла быть привлекательна не столько потому, что они хотели уйти от уплаты налогов, а поскольку предлагала оптимизацию процессов.
Но использование схем и прорех в законодательстве, позволяющих «оптимизировать» налоги, ведет к тому, что отрасль потеряет доверие и взаимодействие с властью и контролирующими организациями, отмечает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.
Сегодня во всем мире идет процесс борьбы с наличными расчетами, и Россия не исключение, отметила в беседе с РБК первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. После появления онлайн-касс ФНС получила возможность мониторить операции бизнеса фактически в режиме реального времени, и это спровоцировало появление новых схем по уходу от налогов, указала она.
«С появлением ККТ крупные компании так рисковать уже не стали, но часть малых и средних попробовали применить новые схемы. Раньше это были разовые случаи, но в последнее время произошел некий бум— в схему вошли не только рестораны, но и магазины, салоны, гостиницы»,— сказала Блудян.