14 октября 1964 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, стоявший во главе СССР в эпоху «оттепели», был смещен со своего поста. Во главе заговора стоял Леонид Брежнев, которого отговорили от убийства Никиты Сергеевича. Первого секретаря отправили на пенсию за «волюнтаризм и грубые ошибки». Как Никита Хрущев «потерял друзей» и заставил всех себя ненавидеть — в материале «Газеты.Ru».
Как Хрущев начал оттепель
В середине февраля 1956 года в Москве открылся XX съезд КПСС. Иосиф Сталин умер за три года до этого, и съезд партии стал первым с кончины советского вождя. На знаменитом XX-м съезде первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев зачитал эпохальный доклад «О культе личности и его последствиях».
«Я разоблачал и клеймил Сталина за то, что он учинил расправу над строителями партии и руководителями нашего Советского государства… Зло, которое было причинено Сталиным, нанесло большой вред нашей стране, и такое зло должно быть заклеймено», – писал сам Хрущев.
При этом доклад вовсе не был однозначным осуждением советского террора и репрессий предыдущей эпохи. Хрущев ругал Сталина лишь за репрессии против членов коммунистической партии и узурпацию власти с «нарушением ленинских норм коллективного руководства». А остальные репрессии Хрущевым признавались вполне обоснованными.
Эта этическая неоднозначность и полумеры политики Хрущева стали отличительной особенностью всей эпохи «оттепели».
У Хрущева было три ключевых направления реформ: постараться укрепить экономику СССР, изменить культурную сферу после сталинских «заморозков» и изменить партийную идеологию после десятилетий культа личности.
В экономической сфере Хрущеву нужно было развивать новые промышленные отрасли, нефтедобычу, атомную энергетику, добычу цветных металлов и химпром.
Кроме того, остро стоял жилищный вопрос, нужно было запустить массовое строительство жилья. К тому же, советскому обществу, сверхмобилизованному за годы индустриализации, террора, Великой Отечественной войны и послевоенного лихолетья требовалась демобилизация.
Как Хрущев довел народ
Чтобы претворить в жизнь эти идеи, в начале 1959-го XXI съезд КПСС принял по инициативе Хрущева новый, семилетний план развития народного хозяйства. Были созданы новые отрасли промышленности — пластмассовая индустрия, например. Началось строительство «хрущевок» — массовых типовых домов с индивидуальными квартирами. Разрабатывались новые модели пассажирских самолетов, автомобили перестали быть роскошью и стали просто дефицитом — но доступным для среднего советского гражданина. Начался массовый экспорт нефти за границу, что начало питать экономику Советского Союза нефтедолларами.
В то же время, многие реформы хрущевской эпохи критиковались — например, знаменитое освоение целины ругали за непродуманность и низкое развитие инфраструктуры (из-за чего освоенные с большим трудом земли рисковали стать пустыней).
Хотя освоение целины позволило резко увеличить урожаи (85,5 млн тонн зерна в 1954 году против 125 млн тонн в 1960 году), у этой реформы было много негативных последствий.
Бывший сталинский нарком Вячеслав Молотов считал освоение целины преждевременным, называл «нелепостью и авантюрой».
«Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно. Разбросали средства — и этим немножко, и тем, а хлеб хранить негде, он гниёт, дорог нет, вывезти нельзя.
А Хрущев нашел идею и несется, как саврас без узды!»
При Хрущеве впервые в истории стали закупать хлеб за границей. К тому же, росли цены на продукты питания. Непоследовательная и непродуманная ценовая политика привела в 1962 году к бунту в Новочеркасске, где расстреляли десятки рабочих.
Недовольство вызвала и кукурузная кампания Хрущева. На фоне отставания СССР в аграрной сфере от США и стран Европы, низкой урожайности зерновых и упадка деревни, продолжавшегося после сталинской коллективизации, Хрущев пытался радикально модернизировать сельское хозяйство в стране победившего социализма.
По мнению экономиста Гавриила Попова и внука Хрущева Никиты Аджубея, первый секретарь рассматривал кукурузу как «чудо-средство», которое одним махом позволило бы решить проблемы советского сельского хозяйства.
«Ситуация с кукурузой была разыграна точно по пословице: «Заставь дурака богу молиться, он и лоб пробьет». У рачительных хозяев кукуруза «вывозила» хозяйство, у очковтирателей служила лишь галочкой для отчета. Приписки, прямой обман, махинации в сельском хозяйстве разрешали себе даже очень высокие руководители — секретари обкомов. Местные бюрократы — партийные и советские — нашли «целину» в своих владениях и безответственно, а то и преступно вспахивали луга, пастбища, заповедные участки».
Половинчатость отличала хрущевские реформы и в политической сфере. Массово реабилитировали осужденных и казненных в сталинские годы. Однако родственники часто получали ложные данные о смерти — например, меняли год гибели. Не были реабилитированы многие из осужденных на показательных процессах 1930-х — например, лидеры большевиков Каменев, Зиновьев и Бухарин.
Реабилитированным назначали минимальные пенсии и не выплачивали никаких компенсаций. Не были полностью реабилитированы репрессированные народы — к примеру, крымских татар и поволжских немцев, турок-месхетинцев.
Колхозникам впервые с 1920-х начали выдавать паспорта. Однако сохранялось «одно из позорных наследий сталинской системы — прописка», советский гражданин не мог без прописки устроиться на работу в городе.
В «оттепель» по-прежнему действовала цензура, партия вмешивалась в искусство, контролируя писателей и художников, театр и кино.
Происходила «уравниловка» в сфере оплаты труда — в результате все, вне зависимости от реальных усилий, получали одинаковую зарплату. Непопулярным решением стало урезание площади приусадебных участков колхозников.
Из-за постоянных реформ в системе управления падали с каждым годом темпы роста производства. Рабочие и специалисты теряли заинтересованность в том, чтобы вкладываться в работу,